17:01 / 10.10.2005С кем воюют кубанские казаки

  Едем из Новороссийска в Крымский район Краснодарского края. Мелькают городской пейзаж, поселки, станицы. Километр за километром – засаженная земля со следами недавней обработки. «Еще в прошлом году здесь работали месхетинские турки, – объясняет мне водитель, – сажали помидоры и другие овощи, а сейчас они или уехали в Америку, или оформляют выезд». Кто выиграл от того, что турок выгнали из края? Сами турки, привыкшие к этой земле, с трудом отрываются от нее. В некоторых семьях разыгрываются трагедии, матери прячут детей от отцов, чтобы не дать увезти их на чужбину. Но от тысячи пионеров переселения из Соединенных Штатов приходят вести, что встретили хорошо, дали работу, дети пошли в школу. Люди поднимаются и уже боятся из-за своего промедления не попасть в число отъезжающих. Их подгоняет подогреваемый краевой властью казацкий разгул, которому нет никаких ограничений.
       Но сейчас мы едем не к туркам. Меня на встречу в станицу Неберджаевскую Крымского района пригласили представители другой этнической группы – езиды.
       Езиды – древнейший народ, история которого восходит к VI веку до нашей эры, а возможно, и к много более раннему времени Вавилонского царства. В VII веке нашей эры солнцепоклонники езиды были вовлечены в противоборство двух направлений ислама и из-за его активного распространения вынуждены были покинуть основное место проживания – Месопотамию – и расселиться по территориям Индии, Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Часть езидов приняла мусульманскую веру – они стали называться курдами, другие сохранили самоназвание и веру.
       Самую большую часть диаспоры на территории Советского Союза составили езиды, поселившиеся после 1918 года на территории современной Армении. В зоне жесточайшего землетрясения в Армении в 1988 году оказалось много езидских поселений. Их жилье было разрушено, имущество уничтожено. Карабахский конфликт отбирал у Армении все соки, помочь езидам восстановить утраченное было некому. Гуманитарная помощь не доходила до них. Идеи карабахской войны были им чужды.
       Во время посещения зоны бедствия советский премьер-министр Николай Рыжков посоветовал обратившимся к нему езидам перебраться на Кубань. Таким образом, в 1988 — 1991 гг. более 5,5 тысячи езидов оказались в Краснодарском крае. Они не пользовались поддержкой государства, а просто недорого выкупали дома у крымских татар, которым наконец было дозволено вернуться в Крым.
       Поначалу местное население относилось к ним с сочувствием. Соседи старались помочь устроиться на новом месте, освоить местные особенности обработки земли. Езиды стали кормиться выращиванием овощей, в чем они большие мастера.
       Распад Советского Союза застал езидов уже на территории России. У 90% из них есть справки сельсоветов, подтверждающие, что они поселились в Краснодарском крае до 6 февраля 1992 г., т.е. стали гражданами РФ по признанию, согласно части первой ст.13 Закона РФ «О гражданстве».
       Однако вскоре они услышали от высшего краснодарского руководства, что край слишком густо населен. Местные власти, ухватив идею, начали отказывать им в регистрации.
       Потом встал вопрос о российском гражданстве – снова отказ. Закон в крае читают по-своему, по-краснодарски. Оказалось, что за 17 лет жизни на Кубани езиды не стали там своими. Не более тысячи из них ухитрились получить подтверждение российского гражданства, но гонят и этих, рвут полученные в других регионах подтверждающие российское гражданство вкладыши. Казаки говорят им: «Турки уезжают в Америку, собирайтесь и вы. Здесь вам делать нечего!».
       Поговорить об этом и позвали меня езиды в ст. Неберджаевскую. Предполагая побродить по домам и потолковать с семьями, я думала разобраться в положении и настроениях езидов. Но анализировать, собственно, оказалось нечего. Меня встретила не маленькая станица, а общее собрание представителей езидов Краснодарского края.
       Столы вынесены на улицу, на них вода и стаканы – атрибуты собрания. Собравшиеся представляются: Анапа, Новороссийск, Краснодар, Ейск, Темрюк, Гульковичи, Холмская, Неберджаевская... Начинается долгий разговор о том, кто такие езиды, как они оказались в Краснодарском крае, как остались без документов, без права работать.
       «В ПВС Крымского района заходить боимся, – говорит Джасен Исмайлович Чолоян, – там через коридор спецприемник. Чуть что, угрожают депортацией». Куда же можно депортировать людей, которые приехали в край до распада СССР? Оказывается – в Армению, куда власти пытаются посылать езидов за паспортами, хотя гражданами Армении они не были ни одного дня. Депортировать миграционная служба пыталась прямо с поля, но до высылки все же не дошло – некуда.
       Иско Амоевич Гасоян рассказывает, что в Гульковичском районе в поселке Красносельском, где 86 домов езидов, детей отказались пускать на занятия в школу № 16. Требовали вид на жительство родителей или разрешение на временное проживание. Глава администрации так и сказал: «Мы собрались и решили не пускать детей в школу, пока не принесете справки».
       Вот так просто это делается в Краснодарском крае – собрались и решили не выполнять требования Конституции РФ! А в паспортном управлении на попытку получить разрешение на временное проживание ответили: «Для вас это закрыто». Та же история, что и с месхетинскими турками: выдвигаются требования и одновременно строятся непреодолимые препятствия к их выполнению. Медицина, пенсионное обеспечение, полноценная жизнь – все это не для тех, кого казаки признали чужими. Годы работы в советское время перечеркнуты краснодарским беззаконием, поощряемым федеральной властью.
       Езиды видят для себя уже только один выход – уехать, если здесь они не нужны. Они передают мне письмо, которое я должна отдать в руки послу США в России. Это открытое письмо. Вот его содержание:
       «Уважаемый г-н Бернc!
       Американское правительство сделало важный гуманный шаг, предоставив статус беженцев туркам-месхетинцам, проживающим в Краснодарском крае. Однако не меньшей дискриминации со стороны местных властей подвергаются и другие народы, в частности езиды.
       Власти Краснодарского края, при поддержке федеральных властей, продолжают проводить ксенофобскую и дискриминационную политику в адрес этнических меньшинств, подвергая людей бесконечным штрафам за отсутствие регистрации, в которой сами же отказывают, не давая возможности легально жить и работать, а дети вообще оказались лишены будущего из-за отсутствия документов и возможности получать образование и трудоустроиться.
       Люди из нашей общины постоянно подвергаются различного рода унижениям и оскорблениям, имеются факты физических расправ и убийств.
       Просим Вас внимательно изучить нашу проблему и рассмотреть возможность для открытия программы по предоставлению нам статуса беженцев в США». (Далее подписи людей из разных населенных пунктов.)
       Старая женщина подходит ко мне после собрания. «Я не хочу уезжать, – говорит она, – но разве за столько лет я не заслужила пенсию, права пойти к врачу, спокойно жить в своем доме?»
       Я не знаю ответа, да она и не ждет его. Уезжают турки, уедут раньше или позже езиды, уезжает наша талантливая молодежь... С кем воюют кубанские казаки? С кем сегодня воюет Россия?

Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие».

Опубликовано 10 октября 2005 года.

Автор: