В Чечне против России воюют гораздо больше людей, чем говорят официальные лица, заявил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" бывший командующий внутренними войсками (ВВ) МВД России генерал-полковник Анатолий Шкирко.
"Кто проводил им вечернее построение и поверку, кто их считал по головам? Все эти цифры - только экспертные оценки, зависящие от компетенции эксперта и политического момента, - заявил Шкирко. - Скоро выборы в парламент и надо показать, что боевиков осталось всего-то семьсот человек".
Отметим, что ранее заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Аркадий Еделев заявил ведомственной газете МВД РФ "Щит и меч", что "в настоящее время на территории Чеченской Республики под руководством Басаева, Умарова, Сайдулаева предположительно действует свыше 70 бандгрупп общей численностью около 700 боевиков и 100 иностранных наемников. Активные и целенаправленные действия силовых структур на территории ЧР и соседних субъектов РФ позволили в значительной степени нарушить существовавшую структуру управления бандподпольем, нанести определенный урон материально-техническим и людским ресурсам банддвижения, в связи с чем террористическая активность НВФ стала носить фрагментарный характер. Пополнение численного состава НВФ осуществляется за счет вовлечения молодежи в ряды боевиков на религиозной и материальной основе".
Напомним, что в течение нескольких лет официальные представители силовых структур заявляют, что на территории Чечни действуют около тысячи активных участников вооруженного сопротивления. В тоже время регулярно докладывается об уничтожении боевиков в горных и равнинных районах республики.
За последнее время, по словам генерал-полковника Еделева, изменилась тактика вооруженного сопротивления боевиков. "Основными способами вооруженного противодействия боевиков являются минирование маршрутов движения войсковых колонн, обстрелы подразделений и объектов федеральных сил. Вместе с тем лидеры экстремистов продолжают уделять внимание подготовке акций, способных дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Чечне. Также отмечается смещение направленности их деятельности в сторону совершения диверсий на объектах инфраструктуры Северо-Кавказских республик с целью нанесения максимального материального ущерба экономике. Учитывая сложившуюся ситуацию, основные усилия субъектов контртеррористической операции в настоящее время сосредоточены на нейтрализации преступной деятельности наиболее одиозных полевых банглаварей, а также выявлении, предупреждении и локализации угроз, связанных с возможной подготовкой и совершением крупномасштабных диверсионно-террористических акций", - говорит генерал-полковник в интервью газете "Щит и меч".
В тоже время другой генерал-полковник - Анатолий Шкирко, командовавший группировкой войск в Чечне в 1995-1996 годах считает, что "реально воюет против России гораздо больше человек", чем это говорят официальные лица. Также, по мнению Шкирко, "в ряды сепаратистов идет постоянная подпитка из нынешней чеченской молодежи, которая не умеет ничего, кроме как воевать". По словам генерал-полковника, "местное население помогает бандитам, так как боится за свою жизнь - они представляют реальную опасность". Но главным фактором помощи боевикам со стороны местных жителей - российская политика последних лет в республике. "Мы столько раз предавали преданных России жителей Чечни - приостановки боевых действий в первую войну, Хасавюрт и прочее-прочее, что они опасаются, что прилетит очередной миротворец, и Россия опять уйдет, оставив их один на один с бандитами, - говорит Шкирко. - Мы сначала должны доказать, что Россию в республике не только бригада ВВ и дивизия Минобороны представляют, а что мы в Чечне навсегда, тогда и страх предательства у населения потихоньку пройдет, и они перестанут помогать боевикам".
В своем интервью газете "Щит и меч" генерал Еделев отметил также, что командование Объединенной группировкой войск (сил) (ОГВ(с) на Северном Кавказе отстает в пропагандисткой работе от лидеров боевиков. "Лидерами НВФ и экстремистскими организациями активно берутся на вооружение методы пропаганды в электронных СМИ (Интернете), которыми чаще других пользуется молодежь. Вместе с тем со стороны правоохранительных органов пока недостаточно проводится работа по целенаправленной контрпропаганде, дискредитации лидеров террористических и экстремистских групп среди населения, особенно в молодежной среде. Публикуемые в средствах массовой информации материалы, телевизионные передачи отличают однотипность и формализм. В них недостаточно раскрывается сущность экстремизма как социально опасного явления, затрагивающего интересы каждого человека и требующего в связи с этим проявления его активной гражданской позиции. Назрела также необходимость прогноза развития экстремизма и выработки адекватных мер борьбы с этим явлением. В этом вопросе большая роль в первую очередь должна принадлежать ведомственным научным учреждениям. Однако целесообразно подключать к проведению прикладных исследований и другие институты", - говорится в интервью.