Попытки властей и общественности Северной Осетии добиться пересмотра некоторых положений Закона "О реабилитации репрессированных народов" вызвали волну возмущения в соседней Ингушетии. Здесь считают, что изъятие из данного закона статей, гарантирующих репрессированным народам территориальную реабилитацию, не только не решит проблему осетино-ингушских отношений, но и приведет к новой эскалации напряженности на всем Северном Кавказе.
Напомним, что в статье 3 данного закона, в частности, говорится, что "реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ". Статья 6 закона предусматривает осуществление "правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ". В Северной Осетии считают, что любой передел в регионе, где республики имеют очень серьезные территориальные претензии друг к другу, может привести к новым конфликтам. Более того, они считают, что в их пользу говорят и ст. 67 и 102 Конституции РФ, согласно которым "границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия". В Конституционный суд РФ уже поступил запрос депутатов Северной Осетии с просьбой дать правовую оценку этих статей. Более того, по некоторым данным, этот вопрос обсуждался и на недавней встрече матерей Беслана с Президентом РФ.
"При обсуждении данного вопроса прежде всего, следует учесть тот факт, что закон затрагивает интересы и судьбы не только ингушей и осетин, но и многих других народов Северного Кавказа. Мараторий на Закон о реабилитации репрессированных народов, пусть даже на отдельные его статьи, означает отмену всех ранее достигнутых в стране демократических завоеваний, - считает сотрудник Назрановского офиса Правозащитного центра "Мемориал" Альберт Хантыгов. - Главная проблема властей на сегодняшний день состоит в том, что этот закон не был реализован своевременно".
Депутаты Народного Собрания и общественность Ингушетии также озабочены складывающейся ситуацией. На днях они подписали обращение, в котором просят главу государства защитить Закон "О реабилитации репрессированных народов".
"Попытки <...> увязать трагедию сентября 2004 года с наличием Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" - не состоятельны. Бесланская трагедия - это действительно наша общая беда, чудовищный акт, подобный трагедии с 21-22 июня 2005 года в Ингушетии, "Норд-оста" в Москве, 11 сентября 2003 года в Нью-Йорке. Полагаем, что борьбу с этим злом необходимо вести не путем выхолащивания отдельных статей закона, выражающих законное право репрессированных народов на реабилитацию, а выработав государственную и международную стратегию для эффективных и скоординированных действий. Любое посягательство на данный Закон вызовет только общественный резонанс, поскольку за ним стоят судьбы миллионов граждан, десятков народов, проживающих на территории российского государства. Надеемся, что Ваше решение будет в интересах большинства граждан России, а не в угоду отдельных ее представителей", - говорится в тексте обращения.
В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" депутат Народного Собрания Ингушетии Аюп Гагиев в свою очередь отметил, что главный вопрос сегодня состоит не в том, чтобы отобрать у Северной Осетии Пригородный район, а в том, чтобы восстановить историческую справедливость. "Если же в нарушение всех норм международного права поправки к данному закону все-таки будут приняты, то о возвращении оставшихся беженцев в Пригородный район можно будет вообще забыть. Это самое бесперспективное и провокационное из всех возможных решений данной проблемы. Ингуши никогда не откажутся от своих территорий", - сказал он.
По прогнозам некоторых наблюдателей, проблема Пригородного района может значительно накалить ситуацию и в самой Ингушетии, вызвав недовольство населения политикой местных властей по этому вопросу. "Не исключено, что такой поворот событий может быть умело использован представителями так называемой ингушской оппозиции, которая, как известно, обещала к осени возобновить акции протеста против руководства республики", - считает один из ингушских политологов, который попросил не называть его имени. Вместе с тем, реакция самой оппозиции и местных властей на данную ситуацию пока неизвестна.
Напомним, что Пригородный район, когда то входивший в состав Чечено-Ингушетии и населенный преимущественно ингушами, отошел к Северной Осетии в 1944 году, когда ингуши были депортированы в Среднюю Азию. В 1991 году Верховный совет РФ принял закон "О реабилитации репрессированных народов", который возвращал Ингушетии утраченные территории. Осетинская сторона с этим, соответственно не согласилась, и осенью 1992 года данный территориальный спор привел к самому кровавому в истории ингушей и осетин конфликту, в результате которого с обеих сторон погибло несколько сотен человек. Спасаясь от этнических чисток, десятки тысяч ингушей покинули свои дома в Пригородном районе и стали беженцами. С тех пор между двумя Северной Осетией и Ингушетией подписано множество договоров и соглашений, однако вернуть оставшихся беженцев в места постоянного проживания, так и не удалось.