По мнению редактора карабахской газеты "Что делать", политолога Мурада Петросяна, причиной ряда заявлений МИД Армении о выходе страны из переговорного процесса, в случае, если Азербайджан будет настаивать на рассмотрении вопроса в ООН, явилось желание Армении продемонстрировать мировому сообществу понятливость в отношении интересов Нагорного Карабаха.
"Ереван часто кивал в сторону Степанакерта, объясняя в ходе переговоров свою неуступчивость в тех или иных вопросах. Мол, "мы вас понимаем, но поймите и вы нас, мы вынуждены считаться с более жесткой позицией карабахцев, ибо напрямую решается их судьба", - заявил Петросян в интервью корреспонденту "Кавказского узла". - И вот теперь, когда на горизонте замаячила еще одна невыгодная армянской стороне ооновская резолюция, руководство в Ереване опять прибегло к карте "неуступчивого Карабаха" - но на этот раз публично".
По мнению политолога, однако, и позиция Нагорного Карабаха, и позиция преобладающей части армянского общества разнится с позицией тех, кто "устроился на верхнем этаже власти в Армении".
Как считает карабахский аналитик, вторая причина, возможно, - это желание руководства Армении подготовить почву для перекладывания на плечи руководства Нагорного Карабаха ответственности на финальном этапе в переговорном процессе.
"Финальный процесс в урегулировании Карабахской проблемы заключает в себе угрозу отставки президента. Это участь всякого президента, который обходит тернистый путь капитального ремонта государственной машины, без чего невозможно мирным путем - да и военным - достичь успеха", - утверждает Петросян.
Политолог скептически отнесся к заявлениям экспертов Международной кризисной группы касательно скорейшего урегулирования карабахского вопроса и предложенным ими конкретным механизмам.
"Наивно не только публичное утверждение о скором приходе противоборствующих сторон к общему соглашению по карабахскому вопросу, но и предположение о возможности подобного явления, - считает аналитик. - Я не могу знать, что говорят наши лидеры на встречах с теми представителями международных организаций, от которых исходит оптимистические прогнозы, но я отлично знаю, что в армянском общественном сознании глубоко сидит понимание того, что Нагорный Карабах ни под каким автономным статусом не может сосуществовать с Азербайджаном в одном государстве". В свою очередь, утверждает Петросян, в азербайджанском общественном сознании укоренена такая же твердая уверенность в том, что Карабах - в любом случае - часть Азербайджана. "Отсюда и вытекает простое логическое суждение: лидеры этих стран ограниченны в выборе стратегической направленности", - заключает Мурад Петросян.
По его мнению, несмотря на это, мировые государственные и общественные деятели самых высоких уровней продолжают возлагать на президентов особую и решающую роль в разрешении проблемы, и "подгонять их - то кнутом (пока не слишком жестким), то пряником".
Вторая ошибка международных деятелей, считает политолог, - это искаженное отражение реальности в их подходе к тому, что президенты в силах изменить ситуацию в сознании общества, если очень захотят. "Во-первых, нынешняя власть не является следствием естественного отбора, т. е. политическая элита не есть самая качественная часть общества, которая обладала бы тем достаточным нравственным и интеллектуальным авторитетом, дабы произвести перемены в общественном сознании, - утверждает Петросян. - Во-вторых, даже если бы закавказские президенты пользовались таким огромным запасом общественного доверия, каковым пользуется, скажем, В. Путин, то опять наивно в территориальных вопросах полагаться на авторитет личности. Представьте положение В. Путина после его президентского согласия на возврат Кенигсберга или Курильских островов. Подобное возможно лишь в тоталитарной системе госуправления".
Что касается оценок заявлений внешнеполитических ведомств Армении и Карабаха, то, как считает карабахский политолог, "вместо того, чтобы сказать "лучше поздно, чем никогда" и перестроиться, власть и провластные силы продолжают "вешать лапшу на уши" населению, убаюкивая и извращая факты, лишь бы еще день прошел спокойно, "стабильно"". "Это вызвано стремлением оправдать нахождение у власти и свою "положительную" деятельность", - уверен Петросян.