Новость о том, что 15 женщин из комитета "Матери Беслана" во главе с его председателем Сусанной Дудиевой отправились в Москву к сектанту Григорию Грабовому, который обещает воскрешение погибших детей, вызвала в Беслане настоящий шок. Другие члены комитета, отказавшиеся от поездки в столицу, считают, что власти обязаны оградить родственников погибших от последователей этой секты. Но пока этого не происходит. Прокурорская проверка, которая проводилась в отношении Грабового, закончилась ничем. В столичных правоохранительных органах сочли, что раз никто из сектантов не считает себя пострадавшим, значит, нет и состава преступления.
Жители Беслана требуют оградить их от секты Грабового
Напомним, что представители секты Григория Грабового появились в Беслане сразу после теракта. Они говорили жителям, что в Москве есть человек, который за деньги может научить любого воскрешать своих близких. "Известия" неоднократно писали о деятельности этой секты, после чего ее деятельность сошла на нет. Однако после траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии, сектанты вновь активизировались.
В Москву к Грабовому "Матери Беслана" вылетали небольшими группами, чтобы не привлекать внимание общественности. Полная конфиденциальность - главное условие процесса воскрешения: такую установку дал женщинам Грабовой. Но Беслан - город маленький, все друг друга знают, поэтому ровно через сутки о путешествии в Москву к московскому воскресителю уже знали все.
- Я узнала об этом на кладбище, - говорит Людмила Дзагоева, бывшая заложница, потерявшая в школе дочь. - До сих пор не могу понять, как они могли поддаться на такую очевидную аферу.
В комитете "Матери Беслана", как только я завела речь о Грабовом, поначалу все сделали вид, что ничего не знают об этом человеке, никто из них никогда не видел его, более того, они никогда не слышали о нем. Было такое ощущение, что на эту тему они будут говорить только между собой. Но скрывать правду осетинские женщины долго не могут. Через 10 минут они начали говорить.
- Если я прокомментирую их поездку, то получится, что я выдам их тайну, - говорит Элла Кесаева, член комитета "Матери Беслана". - Что я могу сказать? Началось все с того, что Анета Гадиева случайно в самолете познакомилась с женщиной, которая предложила ей книгу Грабового. Она прочитала ее, отдала прочитать другим женщинам в Беслане. Многие в это поверили. Одна женщина несколько месяцев назад даже поехала к Грабовому в Москву. Затем он стал присылать ей свою литературу, кассеты. Она раздавала их другим. Они стали вместе просматривать эти кассеты.
Потом к бесланским матерям стали приезжать представители Грабового из Владикавказа. Встречи проходили на квартирах у пострадавших, но они тщательно конспирировались.
- При этом эти люди говорили, что ничего незаконного в их действиях нет. Но если это все законно, зачем тогда прятаться? - возмущается Розита Цкаева, еще один член комитета "Матери Беслана". - Почему они все это организовывают тайком? Честные дела тайком не делают. Сначала Грабовой говорил, что они своих детей увидят в апреле, мае, теперь он им говорит, что в октябре.
Перед годовщиной трагедии в городе на стенах домов, столбах и заборах появились странные наклейки. На вид - обычные штрихкоды, подобные тем, что клеят на товары в магазине. На оборотной стороне - железный кружок и розовая стрелка, направленная в угол наклейки. Сначала горожане не придали этому значения, но потом кто-то увидел такие же наклейки в квартирах тех женщин, которые читают книги Грабового.
По городу пошел слух, что наклейки имеют какое-то мистическое значение. Ясность наступила в прошлую пятницу. В Москве на съезде "воскресителей" сами матери признались, что получили эти наклейки от Грабового и обклеили этими бумажками весь город, чтобы в дни траурных событий в Беслане не повторился теракт. Последователи Грабового называют эти наклейки "датчиками дистанционного управления" и свято верят: если ими обнести по периметру какую-либо территорию, то на ней вступает в силу закон о запрете смерти. Корреспонденту "Известий" удалось найти 4 такие наклейки на улице Ленина, на новом здании школы, и в Школьном переулке, где живут большинство из тех, чьи дети погибли при теракте.
- То, что сердцами этих женщин завладел сектант, для нас было полной неожиданностью, - говорит председатель Общественной комиссии по теракту в Беслане Маирбек Туаев. - Конечно, верить в эти сказки глупо, но едва ли найдется человек, который взял бы на себя смелость осуждать матерей, которые потеряли своих детей. Они это сделали от отчаяния.
- Какая мать не хочет вернуться в то прошлое, когда были живы ее дети, - с дрожью в голосе говорит Марина Пак, потерявшая в школе свою единственную дочь. - Трудно, для некоторых просто немыслимо, смириться с тем, что это невозможно. Поверьте, можно внушить себе самые абсурдные суждения, лишь бы оставить главное - надежду. Женщины сейчас находятся в еще худшем состоянии, чем год назад. Многие из нас только сейчас стали осознавать, что детей уже не вернешь. И ты одна осталась со своей бедой. Желание вернуть ту жизнь толкает людей на отчаянные поступки, но одно дело - идти на эти поступки, а другое дело - использовать чужое горе в своих целях. Использовать нас в таком состоянии так, как это сделал Грабовой, - это жестоко, бесчеловечно. Этому нет названия в русском языке.
Еще более агрессивно по отношению к сектантам настроены осетинские мужчины. Нашествие на город последователей Грабового они сравнивают с прошлогодним набегом сайентологов. Тогда их выкинули из города в прямом смысле этого слова. То же самое они готовы сделать и с учениками Грабового, если те опять сунутся в Беслан.
- Это для вас, москвичей, нужны сайентологи и им подобные, потому что вам не с кем общаться, вы придете, отвалите деньги этим сектантам, и они вас выслушают, - говорит Мурат Кацанов, его жена Залина Кацанова тоже поехала в Москву из чистого любопытства. Уже после съезда она позвонила мужу и сказала, что она и еще две женщины Грабовому не поверили, но переубедить остальных им не удается. - А здесь все эти люди не нужны. Знаете, на Кавказе есть сказка про то, как барашка съели, а потом дотронулись до него волшебной палочкой - и он снова ожил. Дети верят. Но мы уже давно не дети. Даже дети после прошлогодней трагедии не верят в сказки.
В понедельник корреспондент "Известий" из Беслана дозвонился в Москву Сусанне Дудиевой.
- Как с человеком я с тобой могу поговорить, - ответила Сусанна, - но как с журналистом - не могу. Сейчас мы едем куда-то, нас куда-то везут. Куда не знаем, но это не важно...
Сусанна говорила очень радостным голосом.
Телевизионную версию расследования смотрите в четверг на "Первом канале" в программе "Человек и закон".
Сектанты пожалуются генпрокурору на "Известия"
Публикация "Известий" вызвала взрыв негодования среди последователей учения Григория Грабового. В редакции газеты раздаются звонки возмущенных сектантов. По нашим данным, руководители партии ДРУГГ (Добровольное распространение учения Григория Грабового) под видом акции в защиту матерей Беслана начали сбор подписей под обращением к генпрокурору Владимиру Устинову с требованием привлечь к ответственности корреспондента "Известий" Дмитрия Соколова-Митрича, а также тех работников правоохранительных органов, которые проводили прокурорскую проверку в отношении действий Григория Грабового. Эту проверку Московская городская прокуратура начала после прошлогодних публикаций "Известий", однако она была прекращена за отсутствием потерпевших. Как известно, люди, попавшие под влияние сектантов, обычно не считают себя потерпевшими.
75% россиян солидарны с требованиями "Матерей Беслана"
Расследование бесланской трагедии так и не дало ответа на вопросы, которые не дают спать спокойно ни родственникам жертв теракта, ни активной части общества. А когда нет ответов - проще появляться грабовым, утверждают социопсихологи. Сегодня подавляющее большинство россиян (75%) согласны с требованиями "Матерей Беслана" о дополнительном расследовании обстоятельств случившегося и наказании должностных лиц, ответственных за операцию по освобождению заложников, сообщили во вторник социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения. И лишь 16% участников опроса полагают, что жесткость требований родственников жертв бесланской бойни - это следствие их эмоциональных переживаний, а властям "не следует идти на поводу".
Георгий Ильичев
Опубликовано 21 сентября 2005 года