Как сообщил журналистам вице-премьер правительства Абхазии Леонид Лакербая, российские и абхазские эксперты завершили обследование железной дороги в Абхазии. Грузинская сторона в последний момент отказалась от участия в работе экспертных групп.
Вице-премьер подчеркнул, что на этом этапе речь шла исключительно об обследовании железной дороги. «Мы имеем полную картину того, в каком состоянии находится железнодорожное полотно, инфраструктура. Более того, мы получили технические документы, касающиеся мостов и тоннелей», - уточнил Лакербая.
Вместе с тем, вице-премьер подчеркнул, что решение об открытии железнодорожного сообщения не может приниматься без учета мнения населения республики.
Следует отметить, что накануне в правительстве состоялся «круглый стол», посвященный открытию сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Участники «круглого стола» поднимали вопросы о том, насколько открытие движения может представлять угрозу безопасности страны, каковы «плюсы» и «минусы» этого проекта, какие грузы будут перевозиться по железной дороге, кто конкретно будет обеспечивать безопасность транзитных грузов, как скажется возобновление движения на курортной сфере, экологии и др.
Вице-премьер подтвердил, что речь может идти исключительно о движении товарных поездов, причем грузы предполагается перевозить в контейнерах. «Что бы ни говорила грузинская сторона, на движение пассажирских поездов через Абхазию мы не согласимся. Об этом не может быть и речи», - подчеркнул он, добавив при этом, что «никто не собирается принимать никаких решений в ущерб интересов республики, и, в первую очередь, безопасности».
Л. Лакербая подчеркнул важность общественного диалога, открытого обсуждения вопросов, волнующих людей, вызывающих их беспокойство. «Мы пригласили вас, чтоб узнать ваше мнение по вопросу железнодорожного сообщения, выслушать ваши опасения, соображения, предложения. Сегодня СМИ, особенно оппозиционные, много пишут о железной дороге, обвиняют нас во всевозможных грехах. Много спекуляций вокруг этой проблемы. Я как государственный чиновник, который курирует эти вопросы, готов ответить на ваши вопросы, прояснить ситуацию», - сказал Лакербая.
Представитель неправительственной организации Центр гуманитарных программ Лиана Кварчелия считает, что в открытии сквозного движения более всего заинтересована Россия. «Это входит в сферу ее геополитических интересов. Мы могли бы использовать это положение и поднимать вопросы открытия морского и воздушного сообщения», - сказала Кварчелия.
«Для нас очень важен вопрос диаспоры. Сегодня ее представители не могут приезжать в Абхазию через российско-абхазскую границу. Надо ставить перед Россией и этот вопрос. Мы должны точно знать, во сколько обойдется обеспечение безопасности грузов. Не заберет ли это львиную долю денег, которые мы можем получить за транзит. Надо все просчитать», - подчеркнула она.
Батал Кобахия (Центр гуманитарных программ), считает, что принимая такие важные решения, как возобновление железнодорожного движения, власти должны учитывать мнение населения. «Требуется экспертная оценка того, насколько это нам выгодно, не составляет ли это угрозу безопасности страны. Ведь мы все помним, что послужило поводом введения войск Госсовета Грузии в Абхазию в августе 1992г.», - отметил он.
«Мы не можем жить в изоляции от всего мира. С экономической точки зрения возобновление движения нам выгодно. Нельзя игнорировать и то, что это в интересах России. Но надо быть очень внимательными в вопросах безопасности», - сказал в свою очередь главный редактор журнала «Школа и жизнь» Иван Садзба:
Гендиректор Управления Абхазской железной дороги Гурам Губаз заявил, что Абхазия заинтересована в возобновлении движения, обеспечении работой специалистов. «Перевозка грузов по железной дороге намного дешевле, чем автотранспортом, а мы уже сейчас получаем много грузов из России. Вместе с тем мы никогда не пойдем против воли нашего народа. Нас также волнуют вопросы безопасности грузов и безопасности страны вцелом», - сказал Губаз.
«Где мы возьмем специалистов, которые будут работать на железной дороге? Кто и как будет охранять грузы? Отработан ли механизм обеспечения безопасности? Какие грузы будут провозиться через территорию республики? Вот лишь часть вопросов, которые беспокоят нас, ответы на которые мы хотели бы услышать от властей», - спрашивала редактор газеты «Нужная» Изида Чания.
У председателя Ассоциации женщин Абхазии Нателлы Акаба, открытие сквозного железнодорожного движения вызывает двойственное чувство. «С одной стороны, я хочу, чтобы Абхазия была открыта. С другой, боюсь, что «безопасность движения» может привести к событиям 14 августа 1992 года», - сказала Нателла Акаба. По ее словам, «Грузия не заинтересована в открытии железной дороги и будет этому всячески препятствовать». Абхазия же, по ее мнению, должна быть заинтересована в сохранении присутствия России на Южном Кавказе.
«Абхазия - независимое государство и должна вести активнее политические торги, поскольку открытие такой важной коммуникации могло бы принести больше дивидендов республике. Сегодня абхазы, проживающие в различных странах мира, не могут пересекать российско-абхазскую границу по реке Псоу и бывать на исторической Родине. Думаю, что Абхазии надо ставить эту проблему перед Россией, ведь от нее зависит снятие этих барьеров. Армения, как государство, напрямую заинтересованное в открытии железнодорожного транзита, должна принять более активное участие в решении ряда вопросов, которые ставит абхазская сторона», - подчеркнула Нателла Акаба.
Независимый эксперт Иоланта Отырба считает, что Абхазии не следует торопиться с возобновлением сквозного железнодорожного сообщения. «Здесь много говорят о выгоде, которую принесет железная дорога. Но есть и другие источники доходов, менее опасные», - сказала Отырба.