18:00 / 15.09.2005Кто убил Чингисхана

И девятидневные поминки, и сороковины, и даже годовщина бесланского теракта обошлись без кровопролития на осетино-ингушской границе, которого с тревогой ожидали многие наблюдатели. Но и через год после Беслана ситуация там остается напряженной, а планы федерального центра об окончательном урегулировании осетино-ингушского противостояния до конца 2006 года выглядят все более призрачными.

На днях председатель ингушского госкомитета по беженцам и вынужденным переселенцам Казбек Султыгов написал письмо президенту Путину, в котором предупредил о возможном выходе ситуации из-под контроля и в очередной раз предложил ввести в зоне конфликта прямое федеральное правление.

Г-н Султыгов считает, что осетинская сторона старается не допустить возвращения ингушских переселенцев, покинувших Пригородный район Северной Осетии в результате межэтнического конфликта осенью 1992 года. По словам главы госкомитета, осетинские бандформирования, которые не разоружались с 1992 года и деятельность которых осуществляется под негласным руководством республики, начали явную охоту на граждан ингушской национальности. В подтверждение своих слов ингушский чиновник приводит три эпизода, относящихся к минувшему лету.

3 июня неизвестные в машине без номеров прямо в черте Владикавказа обстреляли машину двух ингушей из селения Тарское, которое расположено на юге Пригородного района Северной Осетии, но представляет большую историческую ценность для ингушей, называющих его Ангушт. Собственно в Тарском не было столкновений в 1992 году, но этнические ингуши сами предпочли покинуть свои дома, узнав о боях, происходящих в других селах района. Теперь в селение вернулось несколько десятков семей, там построена большая новая мечеть. Однако часть населенного пункта по-прежнему для возвращения закрыта, что является поводом многолетних споров между представителями осетинских и ингушских властей, ответственных за возвращение переселенцев.

Второй эпизод относится как раз к представителям этих самых властей: г-н Султыгов приводит в письме президенту пример покушения на самого себя, предпринятого 15 июля во Владикавказе: его машина была обстреляна, водитель был тяжело ранен в челюсть, а сам глава комитета отделался касательными ранениями. Казбек Султыгов возвращался в Ингушетию после совещания по Пригородному району, которое проходило в межрегиональном управлении Федеральной миграционной службы.

Третий случай выглядит наиболее трагическим: 23 июля в селе Дачном, расположенном все в том же Пригородном районе и населенном преимущественно ингушами, был похищен 42-летний Чингисхан Чахкиев, тело которого было позднее обнаружено в соседнем, Ардонском районе. Казбек Султыгов полагает, что Чахкиев был подвергнут пыткам и казнен. По его данным, у похищенного были сломаны все конечности в нескольких местах, обожжен бок, переломлена челюсть, отрезано ухо и выколот глаз.

Осетинская сторона не отрицает приведенных в письме фактов. Правда, после обнаружения тела Чингисхана Чахкиева представители осетинских правоохранительных органов поспешили заявить, что они связывают это преступление не с этническим противостоянием, а скорее с коммерческой деятельностью погибшего. А вчера североосетинский министр по делам национальностей Таймураз Касаев подтвердил «Времени новостей», что «названные факты, к величайшему сожалению, имели место, но по каждому из них ведется серьезное следствие под контролем Генпрокуратуры».

Г-н Касаев сообщил, что за последние семь лет на территории Северной Осетии было совершено более 60 преступлений, в которых участвовали этнические ингуши, но власти и население республики «не поднимают антиингушского психоза» и даже «на фоне систематических терактов сохраняют предельную толерантность». «Мы делаем все для восстановления той ситуации в Пригородном районе, которая была там до конфликта, -- говорит г-н Касаев. -- Но, к сожалению, есть люди, которые тот или иной частный факт пытаются выдать за проявление межэтнического противостояния». Министр опроверг данные о существовании в Осетии каких-либо незаконных вооруженных формирований и заодно прокомментировал сообщения о создании в Осетии вооруженных дружин самообороны, появившееся во вторник в столичной прессе: «Министр внутренних дел подчеркнул, что речь идет только о том, чтобы узаконить народные дружины, которые смогут помогать участковым и будут иметь соответствующие удостоверения».

Тем не менее письмо Казбека Султыгова на имя президента кончается просьбой принять меры по предотвращению возможного конфликта в регионе. Г-н Султыгов утверждает, что число ингушей, пострадавших от рук осетин, тоже исчисляется несколькими десятками, причем ни один злоумышленник с 1992 года не был наказан. Он требует «незамедлительного разоружения осетинских бандформирований», которое, по его мнению, «невозможно осуществить без введения прямого федерального правления на территории всего Пригородного района». О реакции администрации Владимира Путина пока ничего не известно.

Иван Сухов

Опубликовано 15 сентября 2005 года

Автор: