Сегодня Андрей Кравцов, третий штурман танкера African Pride, в экипаж которого входили 12 моряков из Краснодарского края, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" об условиях содержания в нигерийской тюрьме и подробностях освобождения под залог.
Моряк подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что судно было задержано в международных водах. "Танкер стоял на якоре на расстоянии 31 мили от берега - это уже международные воды, территориальные - 12 миль, уже прямое нарушение всех законов", - говорит Кравцов.
Ранее эксперт по международному праву, юрист Московской "Центральной" коллегии адвокатов Александр Гребельский сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что "согласно международным нормам, арест моряков в нейтральных водах, как это произошло с российским экипажем танкера African Pride, незаконен. Обвинение всячески хочет изъять термин "нейтральные воды" и заменить его на "воды прилегающие". Ведь в законодательстве многих государств существует положение, что задерживать суда в прилегающих водах разрешено". По словам Гребельского, существует международная конвенция об аресте иностранных судов. В конвенции сказано, что только по решению суда можно провести задержание и арест судна другого государства, которое находится в свободных водах. "Но Нигерия эту конвенцию не подписала", - подчеркнул эксперт.
"Наш арест был незаконен. Обманным путем мы были сняты с судна. Нам предложили просто проехать, чтобы ответить на вопросы, а вечером уже обещали вернуть обратно на судно. В тюрьму нас посадили без предъявления обвинения, никаких документов не предъявлялось", - считает Андрей Кравцов, третий штурман танкера African Pride.
"Никто кроме капитана - единственного юридического лица на судне, не должен был находиться в тюрьме. Простой моторист или матрос, да и штурман не знают и не должны знать, что и почему грузим. Есть приказ, бумага от работодателя: загрузить здесь, идти туда, разгрузить там". Кравцов рассказал также, что первые обвинения были просто смехотворны: "Вы незаконно врезались в трубопровод и скачали нашу нефть". "Представители суда и обвинения даже не понимали толком, что такое танкер и как он работает. На первом допросе судья попросил даже танкер нарисовать", - подчеркивает российский моряк.
"Сначала мы содержались в тюрьме особо строгого режима "Кири-Кири" в камере по трое, сама камера была размером 2х3 метра, никаких кроватей, только матрасики хиленькие на бетонном полу. Потом, когда Антон Самойленко (главный редактор журнала "Человек и закон", организовавший поездку родственников моряков в Нигерию - прим. КУ) приехал с женщинами, нас перевели в другой блок, для особо избранных. Камеры почти такие по размерам, но намного всё чище, намного аккуратней, даже кровати стояли, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" по телефону из Нигерии Андрей Кравцов. - Тюрьма нас не кормила, нам носили еду с воли, агент носил. Рис, рыба - основная пища. Отношение тюремщиков к нам было нормальное, никто нас никогда не трогал. По-моему, они нас боялись больше, чем мы их. Белые в тюрьме для них непонятное явление. Тем более что нас 15 человек было. В камере мы сидели только вместе, без местных жителей. А так в тюрьме было более 1000 человек".
"В камерах мы только ночевали, а днем можно было гулять по всей территории тюрьмы, она достаточно большая, есть даже футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, - продолжает Кравцов. - Можно было ходить по всей территории, передвижение совершенно не запрещалось. При этом никаких стычек с местными заключенными не было".
Напомним, что ходивший под панамским флагом греческий танкер African Pride, часть команды которого составляли моряки из Новороссийска (Краснодарский край), был задержан 8 октября 2003 года возле берегов Нигерии. По информации нигерийских властей, на борту танкера была обнаружена сырая нефть. Экипаж судна был арестован по обвинению в контрабанде. Россияне были помещены в тюрьму строгого режима, а сам танкер был угнан его греческим владельцем в другую страну, а затем перепродан. Официальное обвинение морякам было предъявлено спустя пять месяцев после задержания - в марте 2004 года. После неоднократных протестов и обращений со стороны МИД РФ, общественности, а также матерей и жен моряков, они были переведены в тюрьму общего режима. Нигерийский суд еще 4 августа постановил освободить из-под стражи под залог паспортов и гарантии посольства РФ всех 12 задержанных российских моряков из Новороссийска, однако до последнего времени они оставались под стражей по причине необходимости согласования всех необходимых документов.
Когда будет очередное заседание суда, российским морякам пока неизвестно. "Мы пока не общались с адвокатом, у них сейчас то ли сессия, то ли каникулы, все затягивается, - говорит Андрей Кравцов. - А вообще все затяжки по нашему делу связаны с абсолютной беззубостью бывшего адвоката. Можно даже сказать, что он больше во вред нам действовал. Сейчас нового адвоката нам нашел посол Доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян и вот буквально за полтора месяца он добился нашего освобождения под залог".
Российские моряки считают, что освобождение под залог, а точнее поручительство российского посольства, означает "первый шаг на свободу". "Если нас выпустили, то это значит, что правительство Нигерии пошло на огромные уступки, - говорит Кравцов. - Здесь говорят, что вся структура нигерийского судопроизводства построена так, что пока не выйдешь под залог или поручительство, то значит вообще из тюрьмы не выйдешь".
"В понедельник, 12 сентября, когда рассматривался вопрос о поручительстве в суде, за нами приехали работники посольства. Суд уже не должен был даже работать, - вспоминает третий штурман. - Но сотрудники Высшего федерального суда Нигерии остались на работе, они просидели с нами до позднего вечера. Это говорит о том, что продвижение вперед, к полной свободе есть. Тут и влияние нового адвоката, и, видимо, политическое решение. А там дальше посмотрим, но надежда появилась гораздо более обоснованная, чем раньше".
Моряки из Краснодарского края довольны условиями размещения в торговом представительстве России в Лагосе. По словам Кравцова, вчера, 14 сентября, все моряки прошли медосмотр, сдали анализы. После получения результатов они смогут посещать бассейн и сауну. На вопрос корреспондента "Кавказского узла", согласятся ли моряки после возращения домой снова ходить на танкерах и в Нигерию, Андрей Кравцов ответил: "На танкерах соглашусь, а вот в Нигерию уже лишний раз подумаю!".