Как сообщалось ранее, в Нигерии до сих пор не удалось освободить под залог и перевести в торговое представительство России 12 моряков из Новоросийска (Краснодарский край), обвиненных в контрабанде нефти и содержащихся в тюрьме строгого режима Кирий-Кирий. Рассмотрение уголовного дела моряков из Краснодарского края, а также граждан Грузии и Румынии - членов экипажа судна "Африкэн прайд" - тянется с весны 2004 года.
"Танкер "Африкэн прайд", задержанное нигерийскими властями, находилось в юрисдикции либо того государства, под чьим флагом оно ходило, в данном случае Панамы, либо же владельца судна - греческой компании, - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт по международному праву, юрист Московской "Центральной" коллегии адвокатов Александр Гребельский. - Но Панама защищать никого не будет, а найти владельца судна обычно невозможно, так как чаще всего это фирма-однодневка, арендовавшая танкер на один - два рейса". Эксперт пояснил, что "юрисдикция Панамы на судно распространяется в открытых водах, а вот в портовых водах она работает совместно с тем государством, в водах которого находится судно".
"Согласно международным нормам, арест моряков в нейтральных водах, как это произошло с российским экипажем танкера "Африкэн прайд", незаконен. И таким образом действия нигерийских властей можно охарактеризовать, как пиратство, - считает Александр Гребельский. - И сейчас обвинение всячески хочет изъять термин "нейтральные воды" и заменить его на "воды прилегающие". Ведь в законодательстве многих государств существует положение, что задерживать суда в прилегающих водах разрешено". По словам Гребельского, существует международная конвенция об аресте иностранных судов. В конвенции сказано, что только по решению суда можно провести задержание и арест судна другого государства, которое находится в свободных водах. "Но Нигерия эту конвенцию не подписала", - подчеркнул эксперт. По словам Гребельского, согласно внутреннему законодательству Российской Федерации, "мы можем задержать судно в прилегающих водах. Тоже самое и в Нигерии.".
"Поскольку юрисдикция России не распространяется на судно и тех моряков из Краснодарского края, которые на нем находились и работали по договору, у РФ нет возможности как-либо повлиять на нигерийский суд, да и правительство в целом, - считает юрист. - Остаются только возможности каким-либо дипломатическим путем воздействовать на эту ситуацию". По словам Гребельского, таким способом являются и гарантийные письма, направленные посольством России в Нигерии в адрес суда. В письмах, в частности, говорится о том, что моряки освобождаются под залог, не имеют право покидать страну и обязаны являться на судебные заседания. "Но окончательное решение остается за нигерийским судом", - подчеркивает Гребельский. При этом эксперт отмечает, что "нигерийские суды работают по особому режиму - летом три месяца перерыв и все заседания откладываются на осень".
По его мнению, только после вступления приговора суда в законную силу, наша страна через дипломатические источники может требовать экстрадиции моряков на Родину для отбытия наказания.
В то же время, по мнению Гребельского, "обвинение должно найти свое подтверждение, то есть вина российских моряков должна быть доказана. Обвинению необходимо доказать, что моряки знали, что везут контрабандный груз, да и вообще надо доказать, что простые моряки знали, что находится в трюмах судна". По мнению юриста, такие доказательства найти "достаточно сложно". Суд может принять де-факто то, что моряки знали от характере груза, иначе обвинению придется это доказывать. По словам Гребельского, "ответственность за груз и его характер должна нести греческая компания, зафрахтовавшая судно, все лица, которые отвечали за перевозимый груз и капитан судна, но никак не моряки".
В России "задерживается немало нигерийцев за торговлю наркотиками, и сроки им дают приличные, ведь преступление - продажа наркотиков, да и контрабанда их в Россию, серьезные преступления. И на этом фоне возможен определенный политический торг между странами", сообщил эксперт Александр Гребельский со ссылкой на данные МВД.
"Я думаю, что в данной ситуации дело с задержанием моряков из Краснодарского края имеет определенную политическую окраску, определенная месть присутствует, - считает Александр Гребельский. - Постоянно ухудшается условия содержания моряков, обвинение всячески затягивает процесс, не изменяется мера пресечения. Хотя я убежден, что внутреннее законодательство Нигерии регулирует сроки рассмотрения дел в суде. Но это, видимо, для своих преступников".