Сотни людей собрались в этот день на центральной площади Грозного, стоя на фоне изрешеченных пулями выжженных зданий.
В толпе, в которой с гражданским населением смешались одетые в черную форму полицейские, выделялся мужчина в элегантном костюме. Это поддерживаемый Москвой президент Чечни - Алу Алханов. Он стоял около высокого постамента, на котором воздвигнута некая, пока еще укутанная зеленой тканью фигура.
Алханов протянул руку и сдернул покрывало, и публике открылась трехметровая статуя человека в папахе - традиционной кавказской меховой шапке, с четками в руке. Это памятник Ахмаду Кадырову, чеченскому лидеру, стороннику Кремля, убитому 9 мая 2004 года во время взрыва бомбы на стадионе города Грозного.
"Это памятник человеку, который любил свой народ", - говорит Алханов толпе. - "Он возглавил республику в самое трудное время, и на его примере мы должны воспитывать подрастающее поколение".
Памятник, созданный одним из самых известных скульпторов России Зурабом Церетели, был открыт в Грозном ко дню рождения Кадырова. Ему бы исполнилось 54 года.
"Уверенный, честолюбивый и полный решимости взгляд и вправду напоминает Кадырова", - сказал Алханов.
Со дня смерти личность Кадырова стала предметом растущего культа. Хотя трудно сказать определенно, кто стоит за этим.
По мнению Эдилбека Хасмагомедова, живущего в Чечне политолога, главными зачинщиками этой кампании являются родственники, семья Кадырова, которых поддерживает и нынешняя администрация Чечни. По словам Хасмагомедова, они намерены показать местный режим в лучшем свете.
"Частично они делают это по привычке", - сказал Хасмагомедов IWPR. - "Поскольку эти люди не способны достигуть чего-то собственными силами, они устанавливают рамки, в пределах которых могут действовать".
Но другой аналитик, Идрис Амаев считает, что к созданию культа личности Кадырова приложил руку и Кремль, а не только местные должностные лица.
"Москве нужен свой мученик в Чечне", - сказал он. "Нужно было, чтобы он был убит за Россию, а не за идею независимости Чечни".
Амаев заявил, что культ Кадырова был создан специально в противопоставление памяти бывшего президента Чечни - Джохара Дудаева, убитого в 1996 году во время налета военно-воздушных сил России.
К сегодняшнему дню в Грозном не только открыт памятник Кадырову, но и центральные улицы всех крупных городов Чечни названы его именем, а городские власти Москвы одобрили план переименования в его честь одной из улиц жилого квартала российской столицы.
Ахмад Кадыров был главным исламским духовным лицом Чечни, участвовал в движении сопротивления, затем перешел на сторону России, а к началу второй чеченской войны в 1999 году стал уже представляющим Москву лидером. Столь безудержное восхваление этого неоднозначного человека вызывает беспокойство у многих.
Исламские авторитеты говорят, что никто не должен быть возвеличен после смерти. По словам Мукаддаса Бибарсова, возглавляющего Духовное управление мусульман Поволжья России, "Пророк Мухаммед учил нас, что только маленький надгробный камень должен отмечать место погребения человека".
Имам одной из мечетей Грозного сказал:" Нет сомнения, останься Кадыров жив сегодня, он был бы против своей канонизации. Ислам запрещает подобное. Кадыров был религиозным человеком, и он бы не позволил подобное искажение ислама".
Недовольны новой кампанией и многие жители Чечни.
"В течение шести месяцев из нашей зарплаты удерживали каждый месяц по тысяче рублей, чтобы поставить этот памятник. Я предпочитаю жить без памятника, чем без денег", - сказала Роза Садулаева, сотрудница министерства экономики Чечни.
"Был бы он жив, может быть, сделал бы много для республики. Но он не успел сделать нечто такое, ради чего стоило переименовывать улицы в его честь", - считает Сацита Исаева, редактор независимой газеты "Голос Чеченской Республики".
Сложно сказать, стоит ли за этой кампанией сын покойного президента Рамзан Кадыров, возглавляющий собственное мощное подразделение сил безопасности и в настоящее время являющийся первым заместителем премьер-министра правительства Чечни. Но можно утверждать, что он активно пытается использовать репутацию своего отца для повышения собственной популярности.
Рамзан Кадыров наряду с Русланом Ямадаевым, депутатомы Госдумы Российской Федерации от Чечни, считаются в настоящее время лидерами предвыборного периода - 27 ноября в Чечне пройдут выборы в парламент.
Ямадаева поддерживает партия "Единая Россия", лояльно настроенная по отношению к президенту России - Владимиру Путину. Кадыров старается противостоять этому, создавая свое собственное политическое движение.
Некоторые наблюдатели полагают, что Кремль может использовать ситуацию в своих интересах, противопоставляя Ямадаева и Кадирова, чтобы ослабить позиции обоих. Конкуренция между ними должна также создать видимость политического плюрализма.
Стратегия Кадырова-младшего заключалась в проведение целого ряда популистских мероприятий, которые, возможно, приветствовал бы его отец, и которые также были рассчитаны на то, чтобы их одобрили в Москве. Например, он провел кампанию по запрещению игровых автоматов, быстро распространившихся в Чечне, наградил журналистов, работающих в официальных средствах массовой информации, автомобилями и подарками.
Он также попробовал повысить свой исламский авторитет, обещая построить в Грозном самую большую мечеть в Европе. И заручась поддержкой высшего мусульманского духовенства Чечни, объявил джихад, т.е. святую войну терроризму и "ваххабизму", всем формам исламского фундаментализма.
На встрече с Кадыровым в Сочи 22 августа президент Путин одобрил его инициативы и добавил, что "политический процесс в Чечне развивается в том направлении, которое задумал Кадыров-старший".
"Вы лучше меня знаете обо всех нюансах и трудностях этого процесса. Однако процесс этот идет в том направлении, которое определил Ахмед-хаджи. Я хочу поблагодарить вас за это. Молодец!", - сказал Путин Кадырову-младшему.
Некоторые наблюдатели полагают, что культ личности, так близко связанный с Рамзаном Кадыровым, исчезнет, как только он сам лишится милости.
"Культ личности Ахмеда Кадырова исчезнет, - сказал Хасмагомедов. - И даже, может быть, мы сами станем свидетелями демонтажа открытых с такой помпой памятников".
Казбек Цураев
Опубликовано 3 сентября 2005 года