В Петербурге 3 сентября 2005 года на Малой Конюшенной улице у памятника Николаю Гоголю состоялась акция Антивоенного комитета, приуроченная к годовщине событий в Беслане, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из ее организаторов Петр Рауш. Акция продолжалась два часа, с 14 до 16:00.
В уведомлении, поданном в администрацию Центрального района города, форма проведения протестной акции была обозначена как митинг, санкция была получена, но не на митинг, а на пикет. По словам Рауша, это было сделано "без каких-либо объяснений произведённой подмены. Правда, количество возможных участников предстоящей акции изменено не было (митинг был заявлен на сотню человек), однако с административно-юридической стороны действия администрации формально имели своим следствием запрет на использование звукоусиления".
Участие в манифестации приняло около 70-ти человек: активисты партии "Яблоко", Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, общества "Мемориал", анархисты под четырьмя черными знаменами, троцкисты из группы "Рабочая демократия", представители других правозащитных и политических организаций. В акции участвовали также правозащитники из Италии.
Помимо анархических флагов, манифестантами было развёрнуто несколько плакатов и три транспаранта: белый "Остановить войну на Кавказе!", зелёный "Свободу Чечне!" и оранжевый "Свободу народам, смерть империям!". За порядком на пикете следила группа из 7-8 милиционеров во главе с подполковником.
Как рассказал Петр Рауш, основное время акции её участники уделили "обсуждению между собой различных вопросов, связанных с принципами и практикой антивоенного, правозащитного и революционного движений". "За время манифестации к ней неоднократно подходили прохожие с Невского и Малой Конюшенной, каких-либо конфликтов с подходившими не отмечено, число заинтересованных манифестацией составило несколько десятков человек", говорит петербургский активист движения против войны в Чечне. На акции распространялась анархическая периодика, антивоенные листовки. Они раздавались как у памятника Гоголю, так и на прилегающей к Малой Конюшенной улице части Невского проспекта. Акцию освещали журналисты местных радиостанций "Свободный голос" и "Открытый город".
"Год назад власти России провели очередную "блестящую" антитеррористическую операцию, убив и искалечив сотни людей. В захваченной боевиками школе находились более 1200 заложников - в большинстве своем дети. Начав штурм с применением танков и огнеметов, Путин показал всем: спасение жизней этих детей не входило в его планы. Теракт в Беслане, чудовищный по своей жестокости, стал прямым следствием террористической политики властей РФ на Кавказе. И причины этой политики не исчезли год спустя. Фактический геноцид в Чечне продолжается, оккупационные войска по-прежнему проводят "зачистки", их местные пособники безнаказанно грабят, похищают, пытают и убивают своих соотечественников. В ответ растет волна слепой и яростной мести, не разбирающей правого и виноватого. И конца этому нет, сколько бы ни твердила нам государственная пропаганда, что в Чечне - мир и спокойная жизнь. Наоборот, правительственный террор, "зачистки", похищения людей, пытки, казни приводят к тому, что ответное сопротивление распространяется на весь Северный Кавказ", - говорится в листовке петербургского Антивоенного комитета (АВК), распространявшейся на митинге.
В тот же день в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова проводился митинг памяти жертв Беслана под эгидой движения "Наши". Однако, пройти представителям АВК на место мероприятия смогли не все - для некоторых мотивом удаления с площади стал, по словам участника акции Петра Рауша, "несоответствующий ГОСТу внешний вид". Части противников войны в Чечне всё же удалось "просочиться в толпу согнанных на Васильевском острове студентов (которая составляла несколько сот человек, по максимальным оценкам - до тысячи). В этой толпе были распространены листовки с обращением Антивоенного комитета (АВК) "Год после Беслана", в котором основная вина за гибель людей в Беслане и Чечне возлагается на Владимира Путина. Кроме текстов АВК, распространялись антипутинские листки и плакатики, посвященные бесланской трагедии".
"Пятеро двигавшихся на него молодых людей в чёрных футболках с надписями "Без слов" около 15:45 подошли к антивоенному пикету. Стоявшие у памятника Гоголю были готовы к провокации, но в данном случае мотивом подошедших, по всей видимости, оказалось простое любопытство. Двое юношей лет двадцати вступили в беседу с участниками АВК, разговор шёл в сдержанной интонации. Предполагаемые "нашисты" продемонстрировали знание ситуации на Кавказе на уровне фрагментарного владения основными штампами РТР и, судя по всему, из разговора имели возможность узнать для себя немало нового. Каждый из подошедших получил по листовке. Однако в 16.05, когда беседа продолжалась уже при свёрнутой участниками АВК атрибутике, милицейское сопровождение акции включилось в ситуацию - по команде милиции "люди в чёрном" моментально прекратили обсуждение антивоенной проблематики и ретировались. Эта управляемо-мобильная законопослушность участниками АВК была встречена дружными стихийными аплодисментами", - рассказал Петр Рауш.
"Действия не предусмотренных распространителей антигосударственной пропаганды, - рассказывает П. Рауш, - были встречены комиссарами "Наших" с крайне болезненной раздражительностью - против проникших на сборище агитаторов были брошены сотрудники ФСБ и милиция. В результате было задержано четверо активистов, включая журналиста-фотографа, единственным реальным мотивом задержания которого стало то, что он проводил фотосъёмку без аккредитации и согласования с организаторами".
Все задержанные были доставлены сначала в 30-е отделение милиции, где у них сняли отпечатки пальцев, а затем в 16-й отдел милиции Василеостровского района. При задержании один из активистов получил лёгкую лицевую травму; все задержанные неоднократно подвергались нецензурным оскорблениям, часть их вещей была похищена.
Трое задержанных находились в милиции более четырёх с половиной часов (фотограф был освобождён несколько раньше). Спустя короткое время после задержания у здания милиции начала действовать группа поддержки численностью около 25 человек, в которой были члены "Яблока", НБП, Питерской лиги анархистов и других общественных организаций. Они, по словам П. Рауша, "контролировались группой людей в штатском - которые, засняв собравшихся на фотоаппарат, в дальнейшем обращались к ним корректно. Стояние у милицейского отдела завершилось затемно, в одиннадцатом часу - после того, как все задержанные были освобождены - до суда.
Задержанным инкриминированы нарушение правил дорожного движения и нецензурная брань в адрес сотрудников милиции. Листовки в протоколах "об административном правонарушении" не фигурируют.