Около 30 противников войны в Чечне, среди которых участники Антивоенного клуба, анархистских организаций "Автономное действие", "Хранители радуги", коллектива "Индимедиа" и группа немецких антифашистов, пришли в 16 часов в субботу 3 сентября на митинг "Без слов" на Васильевском спуске в Москве. Они планировали развернуть антивоенные плакаты, транспарант "Беслан: об этом нельзя молчать" и распространить листовки, выражающие их позицию.
Территория между гостиницей "Россия" и Кремлем была густо оцеплена подразделениями милиции, внутренних войск и молодыми активистами пропутинского движения "Наши" в черных куртках с надписями "Без слов". Они проводили досмотр каждого проходящего на митинг через металлоискатель человека и не пропускали на место проведения акции людей с какими-либо печатными материалами и символикой, тем более невозможно было пройти с плакатами.
Часть антивоенных активистов все же решила пойти на митинг, оставив плакаты и листовки своим товарищам, оставшимся за оцеплением. Когда они проходили турникеты, "нашисты" заметили значки "Стоп чеченской войне" на одежде участников Антивоенного клуба, и стали кричать: "с такими значками не пускать". Активисты сняли значки, но "нашисты" считали их присутствие, тем не менее, нежелательным, и приказным тоном потребовали от сотрудников правоохранительных органов их не пропускать. Координатор Антивоенного клуба Анна Каретникова, в свою очередь, также призвала на помощь милицию, говоря, что она пришла почтить память погибших в Беслане и требовала объяснить, почему она не может пройти на митинг. Завязалась перепалка между "Нашими" и милицейским офицером, который не видел оснований, чтобы не пропустить людей. Пропустив Анну и ее соратников, он все же, видимо опасаясь последствий конфликта с "нашистами", проверил у нее паспорт, ища хоть какую-нибудь зацепку.
Перед огромной сценой, затянутой черной материей с надписью "Без слов" на Васильевском спуске молча стояли несколько тысяч человек с зажженными свечами в руках. Установленный на сцене колокол отбил 331 удар - по числу погибших в результате теракта и штурма школы с заложниками в Беслане в прошлом году. После того как колокол отчеканил все удары, траурно одетый мужчина объявил об окончании митинга. Когда милиция сняла ограждения, убрала металлоискатели и народ потянулся к станции метро, противники войны в Чечне принялись раздавать листовки Антивоенного клуба под названием "Беслан. У нас есть слова".
"Власть много говорит и мало делает. Она не хочет слышать наши слова, созывая своих граждан в дни траура на "митинги без слов". Потому что из этих слов сложатся вопросы: почему и откуда в Беслан пришли террористы? Почему власть не сумела спасти заложников? Почему на скамье подсудимых один обвиняемый - Кулаев? Кто отдал приказ из танков и гранатометов стрелять по школе? Почему на минах подрываются дети в Чечне? Когда кончится война? Почему недопустимы переговоры? Когда наши близкие будут в безопасности? Но эти вопросы остаются. Наша скорбь о погибших, наша солидарность с жертвами Бесланской трагедии, наша надежда и наш призыв в словах: нет террору - нет войне!" - говорится в этой листовке.
Несколько сотен листовок были розданы в считанные минуты. "Люди их расхватывали как что-то важное и дефицитное. Может быть, им все-таки были нужны какие-то слова", - говорит участница "Автономного действия" Ольга Мирясова. "Листовки хватали как пирожки - жадно читали, собравшись по трое-четверо, выгибая шеи, а, прочтя, передавали друг другу. Понятно. Потому что люди, на самом деле, ждут слов", - пишет на сайте ru.indymedia.org другой участник акции, Владлен Тупикин.
После раздачи листовок антивоенные активисты рассредоточились среди уходящих с митинга людей, расспрашивая их о впечатлениях об акции и пропагандируя свою точку зрения на события в Беслане и войну в Чечне.
Последними с траурной акции "без слов" уходили организованным шествием представители Северной Осетии и осетинской диаспоры в Москве. Они были одеты в черное, несли флаги республики и транспарант "Что еще должно произойти, чтобы мы пробудились?". Впереди процессии несколько человек шли с православными иконами. Как сказал корреспонденту "Кавказского узла" один из участников шествия - москвич, уроженец Осетии, - они пришли на Васильевский спуск для того, "чтобы наконец центр почувствовал насколько это горе масштабное, чтобы люди почувствовали ту боль которую испытывает сейчас Осетия". На вопрос корреспондента "Кавказского узла", что, по его мнению, стало причиной бесланской трагедии, он сказал, что "никаких причин нет", а его молодой товарищ, шедший рядом, что у террористов "была одна цель - запугать всю Россию". Оба они, как и несколько других осетин - участников акции, считают, что причина трагедии "не в войне в Чечне", что действия властей во время штурма школы с заложниками были правильными и что с бандитами нельзя было вести переговоров.
Рекламные стикеры и плакаты "Без слов", расклеенные в метро и на улицах недели за три до митинга, призывали прийти на Васильевский спуск всех, кто не мог равнодушно смотреть телерепортажи из Беслана год назад. Прохожим раздавали буклеты с надписью "Без слов" на черном фоне, просили заполнить анкеты, сообщить свои данные, а потом звонили домой и спрашивали, придут ли они на митинг. Организаторы рассчитывали на 30 тысяч человек - так было написано в официальной заявке, но к Кремлю пришли около 7 тысяч, пишут "Известия".