На прошлой неделе президент Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев объявил о теракте по бесланскому сценарию, предотвращенном в одном из городов республики. Заявление на один день обеспечило Батдыеву первую строчку в рейтинге мировых новостей. Внутри самого вверенного ему субъекта Федерации "предотвращенный теракт" вызвал бурю чувств: от недоумения и иронии до раздражения и ярости.
"Президент был в бешенстве, когда это говорил, он даже вырвал микрофон у Сапара Лайпанова (мэр Карачаевска. - Ф.Т.)", - рассказывает сотрудник городского отдела образования Артур Кубанов, который присутствовал на совещании антитеррористической комиссии в Карачаевске, где Батдыев сделал сенсационное заявление. В совещании силовиков участвовали администрация президента, чиновники и муниципальные власти всех карачаевских районов, представители общественности и духовенства. Формальным поводом для собрания послужили нападения на милиционеров в Карачаевске: за последние три месяца в городе при одинаковых обстоятельствах убиты шесть сотрудников милиции. Ни одно из преступлений не раскрыто.
Слушался доклад министра внутренних дел Карачаево-Черкесии Николая Осяка. Недавно назначенный министр произвел кадровую чистку на всех уровнях МВД республики, насиженные места потеряли многие влиятельные милицейские чины. Доклад Осяка был посвящен распространению религиозного экстремизма и сепаратистских настроений среди карачаевской молодежи. Именно на ваххабитов министр возложил вину за убийства милиционеров. По данным Осяка, в районах с преимущественным карачаевским населением на учете у спецслужб в качестве приверженцев ваххабизма состоит 151 человек. Это молодые люди от 16 до 22 лет.
Доклад министра внутренних дел вызвал в зале множество вопросов. Слово взял эфенди аула Хурзук Чотча Чотчаев. Старик обратился к министру с вопросом: знает ли уважаемый министр, что такое ваххабизм и ислам вообще? За милицейского начальника ответил президент: а знают ли присутствующие, что здесь, именно здесь, в Карачаевске, менее месяца назад предотвращен теракт по типу бесланского? Зал ахнул.
Полнейшую растерянность, вызванную заявлением во всех структурах, не могли скрыть даже спустя день. Разные пресс-службы по-разному пытались подтвердить заявление президента, тем самым еще больше убеждая народ: бесланский теракт в республике - результат разыгравшегося воображения президента. В "подтверждениях" пресс-службы президента, УФСБ и МВД республики были названы четыре разных города и пять различных школ, где планировался теракт, а также два разных срока его предотвращения - "менее месяца назад" и "четыре месяца назад". Генпрокуратура заявила, что не располагает фактами, подтверждающими заявление президента Карачаево-Черкесии.
Зачем президенту и без того неспокойной северокавказской республики, где все вопросы власти население задает, предварительно захватив Дом правительства, понадобилось притягивать сюда еще и громкий теракт, причем накануне годовщины настоящей страшной трагедии - сентябрьского захвата бесланской школы? На этот счет в республике мнение единодушное - это был пиар с конкретной целью.
Заявление прозвучало не только накануне годовщины бесланской трагедии, но и, что более важно для Батдыева, накануне заседания Госсовета в Казани. Быть в центре внимания там и, возможно, добиться личной аудиенции у президента России - вот главная цель пиар-хода Мустафы Батдыева, считают в Карачаевском конгрессе. "Публично с трибуны подтвердив худшие выпады в адрес карачаевского народа, Батдыев надеется заслужить благосклонность Кремля. Зачем менять в республике первое лицо, если это лицо настолько угодливо, что готово оклеветать собственный народ?" - говорит один из лидеров Карачаевского конгресса Мажид Байрамуков.
В республике ходят упорные слухи, что после массового убийства на даче зятя, последовавшего за ним двукратного захвата Дома правительства и личного кабинета Батдыева, после бегства самого Батдыева подальше от народного гнева авторитет президента Карачаево-Черкесии упал не только в республике, но и в Москве. Поэтому его отстранение от должности может произойти со дня на день. Однако из кругов, близких к Батдыеву, периодически утекает противоположная информация: Мустафа Азреталиевич не боится писать Путину заявление о доверии, потому что на сто процентов уверен, что останется. Необходимые для этого предварительные хлопоты прошли удачно, утверждают друзья президента Карачаево-Черкесии.
Отставки президента-соплеменника больше всего ждут карачаевцы. Возмущение в карачаевской среде зрело давно, а тут еще и официальное признание карачаевцев террористами. Поэтому ярость вызвало не столько само заявление о теракте, сколько последовавшее за ним подтверждение из уст президента КЧР известной версии спецслужб России, будто именно карачаевцы взрывали Россию в конце 90-х: "Мы знаем, что именно наши люди взрывали дома в Москве и Волгодонске, что здесь продолжают работать те, кто им служит".
"Возвращается 43-й год. Тогда тоже все так начиналось: повесили ярлыки, а потом выслали в Среднюю Азию", - говорит главврач стоматологической поликлиники в Карачаевске Сапар Катчиев. Его семнадцатилетнюю дочь Диану Катчиеву убили силовики во время спецоперации в Черкесске. Девушка была на восьмом месяце беременности - живот приняли за пояс шахидки. Факт беременности подтвердила и республиканская судебно-медицинская экспертиза. Родители даже не попытались обратиться в суд или прокуратуру, считая, что это бесполезно.
Имя Дианы и ее мужа Тимура Кубанова всплыло спустя четыре месяца после их смерти. В издаваемой на карачаевском языке правительственной газете "Карачай" на целую полосу вышла статья без подписи, в которой рассказывается, что Тимур и Диана 10 лет назад находились в лагере боевиков в Сержень-Юрте, где супруги были инструкторами: он готовил подрывников, она - шахидок.
"Если в отношении тридцатилетнего Тимура эти утверждения еще могут претендовать на правду, то с Дианой спецслужбы дали маху, - говорит отец Тимура Саид Кубанов, - инструкторше шахидок десять лет назад было всего семь лет".
"Мне не до политики, других забот хватает, но разве можно так безответственно пугать свой народ ради каких-то личных целей? - спрашивает учительница английского языка из сельского лицея Ася Туаршева и заключает: - В этом году первого сентября школы будут пустовать. Мало кто из родителей захочет отпускать детей в этот день в школу".
Фатима Тлисова
Опубликовано 29 августа 2005 года