Алхас Тхагушев - личность в Абхазии известная. Ему 33 года, он ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 г.г. Именно Алхас после грузино-абхазской войны сплотил вокруг себя группу ребят, получивших, как и он сам, инвалидность после ранений в боях. Они создали свою организацию - Ассоциацию инвалидов-спинальников. На своем примере эти ребята, многие из которых прикованы к инвалидным коляскам, показали, что сила воли и стремление к созиданию способны сломить самые тяжелые жизненные обстоятельства. Сейчас Алхас Тхагушев - депутат Народного Собрания - Парламента Абхазии.
Кавказский узел: Алхас, уже больше месяца, как ты депутат парламента Абхазии. Чем ты в настоящее время занимаешься? Каковы твои функции, и каковы твои впечатления?
Алхас Тхагушев: Сложно, но, тем не менее, интересно в парламенте. Я в основном в комитете по бюджету и экономической политике, но также работаю и в комитете по законодательству. Это позволяет регламент, и я так решил.
КУ: А как твоя работа в Ассоциации "Инва-содействие"? Ты совмещаешь её с депутатской деятельностью?
А.Т: Я в течение месяца передавал дела новому директору и с 1 июля я фактически не являюсь директором АИС, я там остался только в правлении. АИС сейчас возглавляет Тимур Зантария.
КУ: Придя в парламент, чем ты в первую очередь занялся?
А.Т.: В первую очередь, я постарался узнать, чем живет парламент, вникнуть в текущие дела, потому что я пришел в работающий парламент. У меня были довыборы, и поэтому мне пришлось догонять. Я прочитал законы, которые сейчас рассматриваются Народным Собранием.
Для меня была приоритетом идея создания счетной палаты при парламенте, потому что я считал и считаю, и придя в парламент еще больше убедился, что такой инструмент в руках парламента необходим, поскольку наша конституция декларирует контролирующую функцию парламента.
У нас Парламент утверждает бюджет, но нет никакого инструмента контроля и воздействия на ситуацию, и это ненормально. Сейчас этот вопрос в парламенте обсуждается. Он ставился и еще раньше. Но сейчас, в том числе по моей инициативе, вернулись к этому вопросу, и я думаю уже с этого года нам удастся набрать какие-то экспертные группы для того, чтобы проводить независимый аудит, а со следующего года будет работать полноценный, постоянно действующий орган при парламенте, который позволит осуществлять парламентский контроль.
КУ: По твоему мнению, что должен был парламент принять раньше, какие законы нам сегодня жизненно необходимы, а их у нас нет?
А.Т.: Это серьезным образом связано с тем, какова будет вообще концепция социально-экономического развития Абхазии, потому что законы должны вписываться в эту концепцию, быть ее продолжением. Однако это не значит, что мы не принимаем законы. Но если мы хотим иметь эффективное законодательство, которое будет отражать наши реальные потребности и учитывать тот контекст, в котором мы живем, местную специфику, то мы должны увязывать одно с другим.
Что касается реформ, о которых говорилось в моей предвыборной компании всеми кандидатами, то люди ждут перемен, серьезных и кардинальных. Без изменений серьезного законодательства, начиная с внесения поправок и конституционной реформы и остальных законов, вряд ли это можно делать. Сначала нужно устанавливать правила игры, а потом уже играть. Эти правила должны быть понятны обществу, для которого эти законы пишутся. Они должны быть разумными.
КУ: До избрания любой кандидат обещает своим избирателям "золотые горы", однако есть такие депутаты, которые за время своей работы ни разу не встречались со своими избирателями.
А.Т.: Я золотые горы никому не обещал и поэтому сегодня никто не приходит и не требует их от меня. Я считаю, что обратная связь должна быть - избиратели должны знать, над каким законом работают их депутаты, избиратели должны знать какие законопроекты они продвигают.
Я, например, своим избирателям обещал, что буду стараться изо всех сил сделать так, чтоб у нас появился парламентский контроль над финансовой деятельностью, т.е. счетная палата. Речь идет о том, чтобы поставить под контроль все финансовые потоки - тот же приватизационный фонд. Мне не нравится отсутствие над ним парламентского контроля. Коль скоро парламент недавно принял законы, по которым все внебюджетные фонды утверждаются парламентом, я считаю, что приватизационный фонд тем более, куда стекаются миллионы и миллионы долларов, необходимо чтобы контролировался парламентом. Парламент должен иметь влияние на утверждение программ, финансируемых из приватизационного фонда. Нужно еще определять - на что эти деньги ушли, потому что мы продаем свою собственность, и не хотелось бы, чтобы деньги ушли в песок.
Проблем много, но я считаю, что во всем должна быть системность.
Не знаю, когда будет предложена концепция социально-экономического развития, над которой сейчас работают.
Для меня совершенно очевидно, что нужно встряхнуть весь государственный аппарат. Я думаю, что все дублирующие структуры надо убирать, наше общество - налогоплательщики не должны видеть неэффективного использования средств. Мы - те, кто платит налоги, должны быть уверены, что эти средства используются эффективно - не просто не разворовываются, а эффективно используются.
Я уверен, что люди, находящиеся сейчас в исполнительной власти будут делать все, чтобы оптимизировать наш управленческий аппарат, потому что наш управленческий аппарат раздут и он требует серьезной реорганизации.
Корр.: Алхас, ты еще обещал, что будешь двигать идею реформы избирательной системы...
А.Т.: Реформировать нужно всю избирательную систему. Необходимо техническое оснащение выборов, избирательных комиссий. Подход нашей избирательной системы к проведению выборов надо кардинально менять. ЦИК, окружные и участковые избирательные комиссии должны работать намного более профессионально. Государство, если оно не просто декларирует, а на самом деле этого хочет, должно тратить деньги для эффективной работы избирательной системы. Не бывает так, чтобы на ровном месте что-то хорошо так работало, потому что ценой вопроса иной раз бывает мир и спокойствие в стране.
Обязательно нужно создать компьютерный банк данных избирателей Абхазии. Во время моих выборов на моем участке мы это сделали. Эту работу можно и нужно делать по всей Абхазии.
Я считаю очень важным проведение паспортизации. Много споров, каждый по-разному оценивает уже имеющийся в наличии бланк паспорта гражданина Абхазии. Я лично за этот паспорт голосовал, и за то, чтобы он побыстрее был принят и именно за то, чтобы к следующим парламентским выборам людям был бы роздан единого образца документ. Нравится этот паспорт кому-то или не нравится, я не вижу альтернативы этому документу сегодня. При наличии паспорта не будет никакой чехарды с формой №9 и другими документами. В конце концов, паспорта тоже невечные. Они выдаются на какое-то время, а потом меняются. Это не проблема. Я считаю, что эту работу надо быстро делать. Мы в парламенте обсуждали, чтобы комиссию, которая занимается вопросами выдачи паспортов держать под контролем, постоянно получать информацию, потому что здесь осечек не должно быть. Я считаю, что к середине следующего года, самое большее к осени, этот процесс должен быть завершен. Я очень на это надеюсь. Если мы не сможем это сделать, к предстоящим парламентским выборам можно вновь прогнозировать кризисную ситуацию. Не хотелось бы опять ввергать наше общество в череду разборок и т.д. Система эта должна обязательно работать без сбоев.
Вообще работа избирательных комиссий - это работа счетчиков. Они считают голоса и никакой политики там не должно быть. Когда есть масса слабых мест, тогда и появляются претензии разных сторон и к государству и друг к другу.
Еще важный момент в рамках избирательной системы. Я считаю, намного более жесткими должно стать наказание за фальсификацию выборов, за двойное голосование и т.д. И вообще нужно создавать прецедент. Человек, который идет голосовать дважды, он должен знать, что за это его ждет наказание. Нельзя жульничать. Это очень серьезный вопрос. И после президентских выборов я думаю, многие поняли эту серьезность. Идеальных выборов, конечно, не бывает, но в Абхазии мы могли бы проводить близкие к идеальным выборы. У нас не так много участков и этот процесс можно оптимизировать.
КУ: Над чем сейчас парламент работает не поднимая головы?
А.Т.: Над законодательными актами, как Гражданский кодекс, основополагающий, в новой редакции Уголовный кодекс. Есть много других, например законы об образовании, здравоохранении и т.д. Но нужно, чтоб эти законы обсуждались, для этого надо приобщать профессионалов и делать это публично. Нашей исполнительной и законодательной власти я считаю, не хватает публичности. Не хватает конкуренции идей.
Беседовала Анжела Кучуберия