Во второй половине текущего года Кремль оснастит Северокавказский военный округ ракетными комплексами типа "Искандер". Предполагается их разместить на стартовых позициях в Сочи, Нальчике и на российско-азербайджанской границе - в Дербенте. По словам экспертов, Москва укрепляет будущие границы с "потенциально расширяющимся" Североатлантическим альянсом.
По словам русских экспертов, размещение этих ракет в указанных местах позволит России осуществлять точные ракетные удары в широчайшей зоне. Зона потенциальных ракетных ударов включает в себя турецкие города Трапезунд, Артвин и Карс, в Армении - Ленинакан и Кафан, в Иране - районы Шекерли и Герми, азербайджанский город Масаллы.
Кроме того, в радиусе досягаемости ракеты "Искандер" будут северная Турция, вся территория Грузии, половина территории Армении и весь Азербайджан, за исключением Талышских гор. Дальность поражения тактических ракет "Искандер-SS26" составляет от 280 до 500 км (в зависимости от рельефа). Для осуществления точных ударов в системе наведения применяются цифровые карты местности, отснятые из космоса.
В то же время последние модификации этих ракет оснащены оптическими головками, позволяющими осуществлять точные удары по целям без применения цифровых карт.
По мнению русских экспертов, размещение этих ракет на границе с Азербайджаном осуществляется в рамках российской политики, подразумевающей "превентивные удары по целям для пресечения террористических угроз против России из-за рубежа".
Что кроется за официальной мотивировкой Москвы и насколько реально использование этих ракетных комплексов против Грузии? Военный эксперт Ираклий Сесиашвили отмечает, что эти действия России означают укрепление ее будущих границ с НАТО.
"На протяжении веков Россия не воспринимала Грузию как серьезную силу. Но сегодня Москва понимает, что Грузия рано или поздно вступит в НАТО, и готовится к этому. Действуя на опережение, Россия разместила на своей территории у ближайшей будущей границы с НАТО (с Грузией) эти комплексы, которые, по ее мнению, сохранят безопасность на Кавказе", - заявляет Сесиашвили.
Военный эксперт подразумевает здесь безопасность кавказских республик, входящих в Российскую Федерацию. По словам Сесиашвили, с одной стороны, это определенный мессидж Москвы о том, что она не станет препятствовать расширению НАТО на Южный Кавказ. "Однако и Россия не будет стеснена в своих действиях и, со своей стороны, сможет максимально контролировать Северный Кавказ - в частности, такими зенитными ракетами, способными покрывать достаточно обширный ареал. Сегодня Россия фактически смирилась с тем обстоятельством, что Южный Кавказ рано или поздно войдет в НАТО, и, соответственно, происходит укрепление границ, которые окажутся в непосредственной близости к странам Альянсу.
Именно чтобы избежать этого, Россия максимально старалась не выпустить Грузию из-под контроля и шла на всяческие провокации, чтобы удержать НАТО как можно дальше от своих границ. Однако этот исторический процесс был неизбежен, и Россия осознала эти новые реальности и то обстоятельство, что ей, в первую очередь, придется заботиться о сохранении Северного Кавказа," - говорит Ираклий Сесиашвили.
И все же, насколько вероятно, что Москва, мотивируя это борьбой с международным терроризмом, осуществит этими ракетными комплексами удары по территории Грузии? Не следует забывать, что не так уж давно российские боевые самолеты бомбили Грузию под предлогом борьбы с чеченскими террористами. Политолог Рамаз Сакварелидзе предполагает возможность использования ракетных комплексов против Грузии в том случае, если будет откровенно объявлено военное положение или будет осуществлен превентивный удар, который, по его словам, можно нанести и без такого оружия.
"Помните, тогда удары наносились с самолетов? В общем, существуют вот эти два варианта использования ракетных комплексов. Но не думаю, что Грузия предоставит России возможность официально объявить войну. Враг, тем более такой, как Россия, не нужен никому. Использование ракетных комплексов в остальных случаях практически исключено, если Россия намерена стать членом международного содружества, клуба цивилизованных стран," - заявляет Сакварелидзе.
Исходя из этого, политолог сомневается, что единственной причиной укрепления границ ракетными комплексами является Грузия. В этом контексте Сакварелидзе указывает на растущую угрозу терроризма на Северном Кавказе. По его словам, эта тема и без Южного Кавказа стоит на повестке дня со всей актуальностью.
"Как известно, тема терроризма теперь тесно связывается с Северным Кавказом. И помимо Чечни, на всем Северном Кавказе зреет определенная волна свободы, и правление Москвы здесь уже стоит под большим вопросом не только в Чечне - речь идет о том, сможет или нет Россия контролировать Северный Кавказ.
Так что у России есть своя большая северокавказская проблема, с которой южнокавказскую тему связывать необязательно. Урегулирование возможного северокавказского мятежа встает на повестку дня российской политики и без южнокавказской темы. А российские методы урегулирования, как известно, без оружия не обходятся," - говорит Сакварелидзе.
Однако, по мнению политолога, размещение ракетных комплексов должно беспокоить как всех, так, в определенной мере, и Грузию, "тем более, на фоне такой концентрации военной силы у границ страны".
"Но повторяю: аналогичная тревога была бы естественна для всех - начиная с Украины, кончая Азербайджаном. А поскольку мы имеем общую границу, для нас это размещение, возможно, более опасно, чем для других. Опасно, как одна из форм реагирования на возможную дестабилизацию, которая, как правило, распространяется и на соседей.
Опасно настолько, насколько велика вероятность, что Россия для решения своих проблем будет и впредь использовать оружие, как это до сих пор было в Чечне. А оттуда, как вы знаете, хлынул поток беженцев, вооруженных групп и т.д. Так что, если снова будут развиваться такие процессы, мы столкнемся со множеством проблем. Но это еще не значит, что это оружие нацелено только на Грузию," - заявляет Рамаз Сакварелидзе.
Опубликовано 1 июля 2005 года
Гера Мамулашвили