19:19 / 08.08.2005Пять кинжалов для МОКа

Лет 17 тому назад Сочи выдвинулся кандидатом на проведение зимних Олимпийских игр. Хотя перед мировым спортивным сообществом гордиться было совершенно нечем. Ведь президента, сильно уважающего скоростной горный спуск, в России тогда еще не было. А был единственный и очень старый лыжный подъемник в донельзя запущенной деревушке. И вела к ней извилистая, чрезвычайно опасная дорога, пробитая через скалы еще до революции.

Так что курортному начальству и вышестоящим столичным товарищам оставалось лишь надеяться на милые их сердцам "потемкинские" деревни. Ведь во всесоюзной здравнице накопился чрезвычайно богатый опыт подкупающего хлебосольства. Не за свой, конечно, счет. А кого в ту мутную пору грузили больше всего? Тех, же, кого и всегда - у кого дела в бизнесе идут относительно успешно.

Японцев, собиравшихся проинспектировать новых кандидатов на Белую Олимпиаду, мэр сочинский удумал прямо у трапа обрядить на манер кавказских джигитов. За трое суток хоть из-под земли требовалось найти пять комплектов экзотического "обмундирования".

Обзвон Адыгеи, Минвод и Осетии ничего не дал. Надо было садиться в поезд и просто ехать, куда глаза глядят. Глаза посмотрели на Тбилиси. Батони Григорий из швейного ателье у тогда еще совсем не "беженской" и не такой как сегодня запущенной гостиницы "Иверия", достал кувшинчик "Телави". И после парочки стаканов янтарного чуда переправил меня на улицу имени Коставы. К племяннику своему Важе в скобяную лавчонку. Важа вытащил из-под прилавка несколько бутылок "Кахети". После третьего тоста он убедительно попросил не путать этот благородный напиток 1948 года рождения с таким новоделом как портвейн "Колхети", выпускавшийся в Грузии "всего лишь с 1977 года".

- Это же так просто, брат! - сердился на непонятливого, но все равно дорогого гостя продавец топоров, серпов и бидонов для керосина. - Бархатный "Кахети" творят из винограда Мцване! А "Колхети"? Это какой-то белый, кислый, сморщенный сорт Цицка, понимаешь!

На пятой бутылке постучал в двери клиент, и Важа с неохотой переправил сочинского гонца к тете Нике с улицы Цинамдз... Ци-нам-д-з-г-в-р-ишвили. Потому что Гиви, троюродный брат тети Ники, работает в краеведческом музее. И уж он-то точно знает, где можно купить папахи, газыри и даже бурки.

На улице Винам...дзгр... ну, в общем, вы поняли, сердобольная тетя Ника сжалилась и никаким спиртным больше гонца не угощала. Кроме замечательной абхазской "Лыхны". Но тут примчался Гиви и принес настоящую "Хванчкару". А тот, кто пренебрегает жемчужиной кавказских вин, не восхищается "кровью солнца" из благородного винограда Александрули и Муджуретули, разве тот не враг всего грузинского народа?

До государственного оперного театра, где заведовала костюмерной частью знакомая сестры лучшего друга Гиви, мы то ли доползли, то ли долетели. На винных парах.

Денег мне было приказано не жалеть. Однако за пять комплектов одеяния настоящего абрека в театре взяли очень даже по-божески. В первом же сувенирном отделе я прикупил никелированные кинжалы. И только в поезде с ужасом разглядел: черкески и бурки - детские!

Но японцы, в том числе и потомок какого-то знаменитого самурая, оказались ожидаемо крохотного росточка. Мэр Сочи самолично напяливал на комиссию папахи. Дети Страны восходящего солнца в свою очередь поулыбались. Ничего не молвили они и при виде обветшалой и убогой нашей спортбазы. И даже не зажмурились, пока полз автобус через камнепадный участок, называемый издревле "Пронеси, Господи!".

Но потом, конечно, написали такой отчет, после которого на Красной Поляне не только Белую Олимпиаду - районный слет туристской песни организовывать было бы стыдно.

Однако начальство как московское, так и сочинское под свою авантюрную акцию кое-какие денежки из бюджета вытрясти все же успело. И по миру за казенный счет, якобы для "обмена опытом", очень даже не хило попутешествовало. Жалуясь попутно на "мировой заговор" и на то, что проверяющие из МОКа оказались предвзятыми, "националистически ориентированными".

Ведь ради кого отказали Красной Поляне? Ради Нагано! А комиссия МОКа из каких таких проверяющих состояла? Из японских!

Что же до моих новых грузинских друзей, то один из них через несколько лет был взят в плен и расстрелян в Абхазии. Другой превратился в такого яростного националиста, что возглавляет теперь в Тбилиси одно очень интересное ведомство, стремящееся любую неувязку в делах гордой республики выдавать за "российскую диверсию".

И только старая, мудрая тетя Ника все еще продолжает отвечать на мои телефонные звонки из Германии. На днях она трогательно недоумевала:

- Чем теперь комиссию в Сочи встречать будут, а? Таких газырей, как у нас в Тбилиси, больше нигде не делают!

Сергей Золовкин

Опубликовано 8 августа 2005 года

Автор: