Сегодня, 21 июля, состоялось очередное заседание по теракту в Беслане. Явка потерпевших все так же оставляет желать лучшего. На прошлое судебное заседание из 30 приглашенных на допрос пострадавших явились только 14, сегодня из 25 семеро дали показания.
Зарина Хабалова со слезами рассказала о линейке, последующем захвате и штурме школы. "Мы с сыном ночевали в селе у моей бабушки, и приехали в Беслан на линейку самые первые. Мой мальчик должен был идти в первый класс. И там, со стороны железнодорожных путей стояли двое военных. Когда все подошли, послышались выстрелы, нас начали загонять в школу". З.Хабалова призналась, что сразу вспомнила о "Норд Осте": "Я женщинам в школе сразу сказала: смотрите на все трезвыми глазами, нас никто не придет спасать, вспомните "Норд Ост".
З. Хабалова обратила внимание суда на важный факт, рассказав, о "новом" фигуранте среди захватчиков: "Когда я выходила в первый день в туалет, на лестнице стояла женщина явно славянской национальности. Она курила, была в комбинезоне. Я о ней говорила в прокуратуре, но никто про это ничего не говорит". Председательствующий судья Тамерлан Агузаров задал Н.Кулаеву вопрос о женщине-террористке, на что подсудимый ответил:
- Меня на допросе в шестом отделе о ней спрашивали, ее называли снайпером. Но я ее не видел.
Т. Агузаров: Она не с вами в машине ехала в школу?
Н. Кулаев: Нет, с нами ее не было.
Зарина Левина оказалась с внучкой в числе 13 женщин с грудными детьми, которых выпустили с Русланом Аушевым. Она рассказала суду о хорошей подготовке боевиков: "У них были даже противогазы, извлекли урок из Норд Оста. Но и среди них (участников захвата школы - прим. КУ) были люди разные. Когда одной женщине с сердцем стало плохо, один боевик отнес ее в раздевалку, уложил на скамейку, побрызгал на нее воду, дал валериану. Но насчет Кулаева я сомневаюсь, что он там вообще был".
Сомнения по поводу пребывания Нурпаши Кулаева в школе высказывают все больше потерпевших. "Скажи мне честно, ты же там (в захваченной школе - прим. КУ) не был?", - кричала Кулаеву в истерике потерпевшая Людмила Гутнова.
Ярким и драматичным оказался рассказ студентки Залины Дауровой, чья мать, Сусанна Дудиева является председателем комитета "Матери Беслана", находящегося в оппозиции по отношению к власти. Залина потеряла в школе младшего брата Заура, к которому пришла на линейку. Она все три дня находилась в спортивном зале среди заложников: "Когда нас загоняли, это были самые страшные минуты. Крики, стрельба, страх. В зале Ходов (Владимир Ходов участник нападения на школу, бывший ученик этой же школы - прим. КУ) приказал встать на переговоры директору, медсестре и завхозу. Когда они вернулись, Ходов был в бешенстве из-за этого вранья, исходившего с улицы о количестве заложников. Они (террористы - прим. КУ) превратились в животных после этого. Мы так ждали Дзасохова, Зязикова, Аслаханова и Рошаля, так надеялись, что нас спасут. Но никто не выходил на переговоры. Да и кто бы вышел, если они сами врали, что дают воду. Там даже воздуха не было! У детей языки прилипали к небу, губы трескались!"
"На третий день, - продолжает Залина, - я на секунду отвернулась от брата и раздался взрыв. Я пришла в себя, открыла глаза и увидела голубое небо. На нас обвалилась крыша. Одна женщина кричала, она горела. Боевик тут же вылил на нее воду и потушил. Я пошла и села возле окровавленного брата. И была одна со своим горем. Никто к нам не спешил, никто спасать не кинулся. Меня боевики подняли и отвели в столовую, но лучше бы я умерла в зале. В столовой был ужас. Везде взрывы, мы пищали, кричали, что здесь живые люди, не стреляйте. Но в нас продолжали стрелять из танков. Это был кошмар. Спас меня потом спецназ".
Замгенпрокурора Северной Осетии Владимир Черчесов, состоящий в группе гособвинения, подверг сомнению слова г-жи Дауровой по поводу танков:
- А вы сами видели, как стреляли из танков?
З.Даурова: Нет, я на полу сидела. Но я уверена, что это были танки.
- А кто видел танки?
З. Д.: Видела школьница одна, она приподнялась, выглянула в окно и кричит: "Нас танками обстреливают!"
- А что, спецназ когда зашел, танки продолжали еще стрелять?
З. Д.: Нет, танки стреляли до спецназа.
- Имя того, кто видел танки?
Последний вопрос запутал девушку, она ответила: "Не помню".
Напомним, что генпрокуратура долгое время отвергала показания многих свидетелей о том, что штурмующими силовиками применялась тяжелая артиллерия. В своих интервью председатель комиссии по расследованию теракта в Беслане при парламенте Северной Осетии Станислав Кесаев открыто заявляет, что сам воочию видел, как стреляют танки по школе, наполненной людьми. Однако, затем, применение танков прокуроры признали, но настаивают на том, что "танки стреляли тогда, когда заложников в школе не было и они пытались выбить боевиков из подвала", - заявляет на последних пресс конференциях Николай Шепель, замгенпрокурора РФ
После допроса, Залина Даурова попросила дать ей слово: "Я считаю, что такие теракты будут повторяться. Власть считает ниже своего достоинства вести переговоры. Лучше они будут мочить террористов в сортирах. Но тут они сортир со школой перепутали".
В суде по делу участника захвата школы N1 Беслана Нурпаши Кулаева объявлен перерыв до 26 июля.