18:27 / 21.07.2005В Ставропольском крае милиция убеждает незаконно задержанных отказываться от собственных показаний

Большая часть незаконно задержанных отрядом местного ОМОНа ночью 11 июня 2005 года в селе Ивановском Кочубеевского района Ставропольского края написали заявления о том, что не имеют претензий к сотрудникам районного отдела внутренних дел. Об этом сообщил в телефонном разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" юрист невинномысского филиала Ставропольского правозащитного центра Петр Ловянников. Он сопровождал группу правозащитников из Нижнего Новгорода, Благовещенска, Йошкар-Олы, посетивших Ивановское после известных событий 11 июня. По его словам местные сотрудники милиции лично посещали задержанных с целью добиться от них написания подобных заявлений.

Об этом же свидетельствуют материалы Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, проводившем независимое расследование происшествия. В них, в частности, говорится: "В ходе выяснения обстоятельств происшедшего, когда заместитель главы села Одинцова Н.В. позвонила матери одного из задержанных Шаровой Елене и попросила ее прийти на беседу, то Шарова по телефону сказала ей, что у нее только что были начальник СО РОВД Шек и дежурный РОВД Гулько В.Б., которые уговорили ее написать заявление, что она ни к кому претензий не имеет. Действительно, в ходе беседы с родителями Северова Дениса, по адресу... к дому подъехала бригада работников милиции. В дом зашел участковый инспектор, который убедился, что там находится Уполномоченный по правам человека, тут же ничего никому не объясняя ушел".

По словам Людмилы Северовой (матери Дениса) на сегодняшний день не написали подобные заявления лишь родители троих задержанных несовершеннолетних, между тем, как первоначально коллективное заявление на имя прокурора района было подписано родителями семи человек. Она сказала, что не поддастся ни на какие уговоры и угрозы, заметив, что на сегодняшний день ни на себя, ни на своего шестнадцатилетнего сына давления не чувствует. Однако, она отметила, что у ее сына наблюдается депрессивное состояние, отмечается повышенная возбудимость, обострение хронических заболеваний на нервной почве и связывает это с событиями ночи с 11 на 12 июня.

Вот как описываются события, происшедшие в селе Ивановском накануне праздника Дня независимости России, в материалах Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае.

"11 июня 2005 года примерно в 21 час. 30 мин. в село Ивановское на автобусе с черными номерами приехала группа Ставропольского ОМОНа, численностью до 10 человек. Одеты они были в камуфляжную форму, в черных беретах, вооружены автоматами и резиновыми дубинками. Автобус остановился в центре села, недалеко от Дома культуры.

Не объясняя причин, сотрудники ОМОНа вывели с дискотеки всех ребят, среди которых были и несовершеннолетние, каждому приказали положить руки на капот автобуса, расставить широко ноги и всех обыскали. После этого ребятам велели положить руки за спину и в таком положении всех затолкали в автобус, где никому не разрешили садиться и всем велели стоять затылком к салону, в котором сидели сотрудники ОМОНа. Помимо дискотеки, ребят задерживали на улицах, в кафе и таким же способом всех водворяли в автобус.

Вместе со всеми туда же затолкали военнослужащего, который сидел в кафе с женой и малолетним ребенком.

Там же в кафе забрали пьяного мужчину, которого избили и бросили в автобус. Он лежал в проходе, и ребята вынуждены были перешагивать через него. Кто-то не успевал этого сделать и наступал на мужчину.

Таким способом в автобус затолкали около 30 ребят в возрасте от 14 до 30 лет. Все стояли затылком к салону и никому не разрешали оборачиваться. Ребятам велели отключить сотовые телефоны и в грубой циничной форме предупредили, что если у кого-то зазвенит телефон, то полетят зубы. В автобусе было тесно и душно, нечем было дышать, все обливались потом.

Никому ничего не объясняя, в том числе и заведующей клубом Куриловой Валентине, которая отвечала за проведение дискотеки и на глазах которой все это происходило, ребят увезли из села и доставили в Кочубеевский РОВД. Туда же подвозили ребят и из села Кочубеевского.

Всех задержанных завели в здание, где в коридоре на первом этаже поставили лицом к стене, велели положить руки на стену и широко расставить ноги. Запретили разговаривать и оборачиваться. Кто нарушал это требование, били прикладами автоматов и резиновыми дубинками. В таком положение ребят держали более часа. По очереди всех поднимали на второй этаж, где фотографировали, дактилоскопировали, записывали анкетные данные и выясняли, кто употребляет наркотики, спиртные напитки и что им известно об убийстве пожилой женщины, которое было совершено в хуторе Воронежском и к тому времени было уже раскрыто.

Далеко за полночь ребят группами стали отпускать. При этом всех предупреждали, что если кто-то пожалуется, то им будет еще хуже, ОМОН приедет еще раз.

Поскольку работники дежурной части РОВД и сотрудники ОМОНа никого не известили о задержании ребят, после 23 часов родители стали искать их по селу, возле ДК и на дорогах, но безуспешно. Только в первом часу ночи к Северовым прибежал запыхавшийся Одарченко Игорь и сообщил, что их сын находится в Кочубеевском РОВД, нужно взять паспорт и ехать за ним.

Когда родители Северова Дениса приехали в Кочубеевский РОВД, в дежурной части им подтвердили, что дети находятся здесь, но никакой информации больше не дали, отказались их выпустить или пропустить к ним родителей. Только после того, как Северова Л.Г. заявила, что она сейчас же идет к прокурору и потребует выезда дежурного следователя прокуратуры, задержанных ребят стали отпускать.

Их сын Денис, учащийся колледжа, в детстве получил сильные ожоги, последствием которых стал нервный тик. В последние годы он прекратился, но сейчас, после испытанного шока получил сильный стресс и нервный тик снова возобновился. Северов Денис в тот вечер с друзьями, Одарченко Игорем и его старшим братом, который перенес операцию на сердце, проходили мимо ДК. Их тоже задержали, хотя у Дениса был с собой студенчески билет.

Поскольку село Ивановское находится в 15 км от села Кочубеевского, задержанные смогли добраться до села только к 3 часам, а кто и к утру уже 12 июня 2005 года".

Как отмечает юрист П. Ловянников, к нему за официальной помощью обратилась лишь Людмила Северова, и в связи с отсутствием других заявлений будет очень трудно доказать именно "массовое и грубое нарушение прав человека", имевшее место в Ивановском. О подаче исков о материальном и моральном вреде пока речи не идет. Родители заняты лечением детей, а сам Ловянников ждет результатов возбужденного краевой прокуратурой уголовного дела по факту массового задержания людей.

Между тем, вся собранная подробная информация о происшествии 11 июня в селе Ивановском передана им в московскую общественную организацию "За права человека". Он также выразил озабоченность в связи с тем, что на правозащитников опять идет волна давления от высших властей, сославшись на критические слова российского президента В. Путина по поводу зарубежного финансирования их деятельности, произнесенные 20 июля на встрече с представителями Правозащитного центра "Мемориал".

Между тем, вчера, 20 июля, в Ставрополе прошла коллегия ГУВД Ставропольского края, на которой был представлен новый начальник Вячеслав Матвеев. А уже бывший начальник, Александр Сапрунов, получил из рук заместителя министра внутренних дел РФ Аркадия Аделева именное оружие - кортик, в знак благодарности за долголетнюю безупречную службу. Не остался без награды бывший главный милиционер края и от ставропольского правительства. Вчера же, 20 июля, на заседании краевого правительства, как сообщает пресс-служба губернатора Ставропольского края, "за образцовое исполнение служебного долга" из рук Александра Черногорова он получил медалью "За доблестный труд" III степени.

Автор:Светлана Бирюкова, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>