09:44 / 31.05.2005На суде по делу участника нападения на Беслан Кулаева объявлен перерыв до второго июня

В заседании Верховного суда Северной Осетии по делу единственного оставшегося в живых из 32 террористов, участвовавших в нападении на бесланскую школу, Нурпаши Кулаева объявлен перерыв до четверга, 2 июня.

Сегодня потерпевшим была предоставлена возможность задавать вопросы подсудимому. Потерпевшие успели задать Кулаеву два вопроса. Их интересовало, было ли в школу заранее завезено оружие и почему Кулаев, если он не хотел участвовать в нападении, не сбежал во время захвата.

На что Кулаев ответил, что помимо того оружия, которое было привезено боевиками с собой, другого оружия он не видел.
На второй вопрос он дословно ответил: "Полковник" (так называли главаря боевиков) - не кукла, и его люди тоже не куклы, если бы я взумал бежать, меня бы расстреляли", сообщило РИА "Новости".

Ранее, отвечая на вопросы суда, Кулаев сообщил, что захват бесланской школы осуществила группа из 32 человек. Подсудимый отметил, что его и еще троих молодых людей в начале операции не вооружили, они получили оружие, только когда боевики оказались в школе. Не было оружия, по его словам, и у двух женщин-смертниц, лица которых были закрыты платками. Остальные 26 боевиков имели автоматы, пулеметы и гранатометы, сообщил подсудимый. "Когда начался захват, половина боевиков были в растерянности. Вывели детей и женщин, стали их загонять. Потом боевики начали кричать: рядом МВД, давайте захватим их, зачем школу", - рассказал Кулаев, сообщил "Интерфакс".

Из показаний Кулаева следует, что приказ о захвате школы в Беслане отдавали Шамиль Басаев и Аслан Масхадов. "Полковник" говорил по телефону с кем-то, и, после телефонного разговора он обратился к нам и сказал, что мы пришли не играть, а выполнять приказ", - рассказал Кулаев.

Он также сообщил, что между боевиками в школе были разногласия, и именно поэтому "Полковник", возглавлявший банду, самолично взорвал двух женщин-смертниц и застрелил одного из террористов, которые возмущались тем, что в заложниках оказались дети.

Из показаний Кулаева также следует, что взрывы в школе произошли оттого, что были застрелены два боевика, которые стояли на кнопках, замыкающих взрывные устройства. "Полковник" зашел в зал и закричал: "Снайпер снял человека!" После этого сразу начался штурм", - рассказал подсудимый. По его словам, сразу после взрыва главарь разбил телефон, по которому он разговаривал, и сказал: "Все равно никого жалеть не будут, отстреливаемся до последнего патрона", сообщает ИТАР-ТАСС.

Нурпаша Кулаев также продолжает настаивать на своей невиновности. "Я не сделал ни одного выстрела", - заявил Кулаев. Он сказал, что, хотя ему дали автомат, все три дня, пока боевики удерживали заложников в спортзале школы, он сидел в столовой, сообщил "Интерфакс".

Ранее РИА "Новости" сообщило, что единственный оставшийся в живых участник нападения на школу в Беслане Нурпаши Кулаев отказался отвечать на вопросы председателя Верховного суда Северной Осетии, ссылаясь на незнание русского языка.

"Я даже не понимаю, что вы мне говорите, я по-русски не понимаю, мне нужен переводчик", - несколько раз повторил Кулаев после того, как председатель Верховного суда Тамерлан Агузаров спросил подсудимого, согласен ли он с предложенным обвинением порядком исследования вещественных доказательств.

После того, как Тамерлан Агузаров привел аргумент, что с ними он говорит по-русски, Кулаев ответил: "Говорить по-русски я могу, но понимаю не все, что мне говорят".

Заместитель генерального прокурора РФ Николай Шепель, возглавляющий группу гособвинения, объяснил подсудимому, что предложенный порядок исследования вещественных доказательств позволит не допрашивать его по два-три раза. После этого Кулаев согласился с предложением стороны обвинения.

Обвинение предложило сначала допросить подсудимого, затем, потерпевших и свидетелей. "Я полагаю, такой порядок выгоден и свидетелям, и потерпевшим, и обвинению. В таком режиме мы могли бы поскорее завершить процесс, соблюдая объективность", - сказал Шепель.

Третье по счету заседание Верховного суда Северной Осетии по делу Кулаева началось с 25-минутным опозданием. Первыми в зале суда появилась группа обвинения. Через 15 минут к зданию Верховного суда подъехал автобус с потерпевшими.

Всего на третье заседание суда было разослано 25 повесток. Из приглашенных приехали лишь семеро потерпевших. Вместе с тем из Беслана приехали те потерпевшие, которым не были разосланы повестки в суд.

После того, как в зале собрались все потерпевшие, конвойная служба ввела обритого наголо Кулаева. В отличие от предыдущих заседаний, в этот раз в зал для съемок запустили только одного оператора с камерой.

"Чтобы не создавать ажиотажа, было принято решение запустить в зал суда только одну камеру, оператору будет разрешено снять первые 15 минут заседания, после этого его выведут из зала. Фотокорреспондентов запустят всех", - пояснила пресс-секретарь Верховного суда Анжела Суанова.

В начале заседания Шепель объявил, что сегодня будет проведен допрос подсудимого, допрос потерпевших и исследование документов.

Кулаева защищает адвокат Альберт Плиев.

На предыдущем заседании было оглашено обвинительное заключение, и подсудимый заявил, что не признает себя виновным. Тогда же заместитель генпрокурора России Николай Шепель сообщил журналистам, что у обвинения достаточно доказательств, чтобы подтвердить вину подсудимого по всем предъявленным ему обвинениям, передает NEWSru.com.

"Сегодня будет определен порядок представления доказательств стороной обвинения. На третье заседание суда приглашены для дачи показаний 30 свидетелей обвинения ", - заявила ранее ИТАР-ТАСС пресс-секретарь ВС Северной Осетии-Алании Анжела Суанова.

После первого заседания суда, когда в зал не пустили пострадавших в теракте без повесток, а возмущенные жители Беслана пикетировали здание ВС, было принято решение позволить присутствовать на слушаниях бывшим заложникам и их родственникам.

В дни проведения судебных слушаний в столице Северной Осетии усилены меры безопасности. Здание суда и прилегающую к нему территорию охраняют более 100 сотрудников правоохранительных органов. После попытки матерей, потерявших в теракте детей, в ходе последнего заседания устроить самосуд над Кулаевым, подсудимый охраняется усиленным нарядом судебных приставов.

Нурпаши Кулаев - единственный уцелевший из 32 террористов, участвовавших в нападении на школу номер 1 в Беслане. Его уголовное дело было выделено в отдельное производство и расследовалось Управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе.

Уроженцу села Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни Нурпаши Кулаеву, 1980 года рождения, предъявляются обвинения по восьми статьям Уголовного кодекса РФ. В частности, он обвиняется в бандитизме, терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, захвате заложников, незаконном хранении, ношении, приобретении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

В результате захвата заложников в школе номер 1 города Беслана 1 сентября 2004 года погибли 330 человек, в том числе 317 заложников, из которых 186 детей. Среди погибших также 2 сотрудника МЧС, 10 сотрудников спецназа ФСБ России и житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников, получили ранения 728 заложников и жителей Беслана, а также 55 сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих. Всего в школе террористами было захвачено 1128 заложников.

Автор:Кавказский Узел