Сегодня создавшееся в Цхинвальском регионе положение часто сравнивают с событиями лета 2004 года. Тогда эскалация конфликта происходила поэтапно и привела стороны к вооруженному столкновению. Сегодня представители грузинских властей говорят о провокации со стороны Москвы, о том, что в интересы Кремля входит кровопролитие, а США и Запад ищут только мирных путей разрешения конфликта. Но и США, и тот же Запад при этом говорят, что не потерпят нарушения территориальной целостности Грузии и что статус-кво сепаратистских регионов сохранен быть не может. По одной из версий, разговоры о провокации Москвы - ничто иное, как политическая комбинация, и зашедший в тупик процесс переговоров о конфликтных зонах Грузии автоматически ведет к альтернативному, силовому решению. Интересно, какие шансы будет иметь грузинская сторона и будут ли годами замороженные конфликты разрешены силовым путем, если в процессе восстановления территориальной целостности эту альтернативу признают официально.
Арчил Гегешидзе, эксперт Фонда стратегических исследований:
- Находящиеся в замороженной фазе неурегулированные конфликты всегда заключают в себе опасность военного противостояния. В Грузии пока не созданы гарантии, исключающие сценарий вооруженного столкновения. Правда, внешнеполитическая конъюнктура никак не благоприятствует эскалации вооруженного конфликта и предлагает, как минимум, оставить его в замороженном состоянии, а как максимум - урегулировать на основе компромисса сторон. Мы не видим со стороны Запада какого-либо четкого сигнала, какой-либо формулы или сценария размораживанию конфликтов. Запад пока не предпринимает решительных шагов для нейтрализации российского фактора. И не подкрепляет какими-нибудь делами свой призыв к воздержанию от силовых методов.
Гия Арешидзе, политолог:
- Теоретически мы не можем урегулировать абхазский и "южноосетинский" конфликты силовыми методами. Президент США категорически заявил, что нам больше нельзя идти путем силового урегулирования конфликтов. Грузия потеряет авторитет демократической страны, и произойдет серьезная дискредитация власти. После прошлогодних августовских событий в Цхинвали грузинские власти не подвергались суровой критике только потому, что Запад сделал поблажку для революционного правительства. А сейчас нашему правительству никто такого уже не позволит. Сомнительно и то, чтобы вооруженные силы Грузии смогли бы на практике восстановить территориальную целостность, взять верх хотя бы над вооруженными формированиями осетинских сепаратистов. В армии разброд, кадровая политика никуда не годится, так что вооруженное столкновение не будет на руку нашим властям. Если они неадекватно понимают ситуацию и сами верят собственным заявлениям о том, что армия наращивает силы, они поддадутся на провокацию. Мы должны приложить все усилия, чтобы урегулировать конфликты мирным путем.
Гамлет Чипашвили, политолог:
- Против силовых методов выступают не только США и Европа, но и Россия. Так что было бы большой ошибкой даже думать о таких методах. Заявления госминистра Георгия Хаиндравы о том, что в Цхинвальском регионе имеет место провокация Москвы, несовместимы с его должностью. К сожалению, в нынешнем правительстве собрались люди, позволяющие себе необдуманные заявления и вечно тычущие пальцем в сторону Москвы. Силовые методы приведут к такому же кровопролитию, какое имело место в прошлом году и закончилось для нас крахом. Не исключено, что подобное повторится и сейчас, и тогда уже нас никто не сможет оправдать. Во-первых, я сильно сомневаюсь в том, что мы способны уладить конфликт силовым путем; а во-вторых, если даже это и произойдет, как мы сможем удержать власть в этом регионе? Переговорный процесс зашел в тупик потому, что нынешнее правительство укомплектовано непрофессионалами. Когда ты сегодня показываешь кулак и поглядываешь на оружие, а завтра почему-то вдруг выбираешь путь переговоров - в мировой политике такое считается недопустимым. Мы давно потеряли доверие противника. Мы, грузины - темпераментный народ, любим решать проблемы с кондачка, но серьезные дела так примитивно не решаются. Если мы выбираем путь диалога, то должны идти по нему шаг за шагом и ни в коем случае не делать противоречивых заявлений. Мы должны найти общий язык с руководством Абхазии и "Южной Осетии".
Ираклий Аладашвили, военный эксперт:
- Нельзя с уверенностью сказать - может или нет грузинская сторона урегулировать конфликт силовыми методами. Самой постановкой вопроса мы записываем плюсы другой стороне. Трудно сказать в точности, какие силы необходимы для этого процесса, так как мы не знаем, какие силы будут нам противостоять. Конечно, я сторонник урегулирования конфликта мирным путем - с использованием экономической заинтересованности, экономических рычагов. В таком случае в выигрыше будут обе стороны. А если конфликты не смогут быть урегулированы при помощи экономических рычагов, грузинская сторона всегда оставит за собой право выбрать силовой путь - разве не силой отняли у нас эти территории? Я понимаю тех абхазов и осетин, которые проливали кровь, изгоняя оттуда грузин - им, конечно, трудно пойти на компромисс. Силовые методы должны быть просчитаны как с политической, так и с экономической стороны, ибо каждый день войны обходится в колоссальные суммы. Никто не может сказать в точности, готова ли к этому грузинская армия. Главное, чтобы не повторились авантюры, имевшие место в прошлом.
Опубликовано 11 июня 2005 года