Продержавшись девять месяцев после захвата школы в Беслане, в результате чего погибло около 330 взрослых и детей, президент Северной Осетии Александр Дзасохов, которого обвиняли в неправильных действиях во время кризиса, удивил всех своей отставкой на прошлой неделе.
Многие в Северной Осетии стали добиваться отставки Дзасохова сразу же после событий в Беслане, но немногие верили, что он уйдет с поста, в особенности в данный момент.
Его внезапная отставка и назначение на его место спикера парламента Северной Осетии Таймураза Мамсурова является столь внезапным изменением режима, что жители республики все еще не могут определиться в оценке происшедшего.
Согласно новому закону, предусматривающему назначение, а не избрание региональных лидеров в Российской Федерации, включая президентов входящих в нее республик, кандидатуру Мамсурова на этот пост выдвинул президент России Владимир Путин.
Функционер КПСС со стажем и бывший посол Дзасохов, который впервые был избран президентом Северной Осетии в 1998 году, заявил, что покидает пост, "чтобы уступить дорогу новому поколению".
Новость об отставке президента вызвала оптимистическое настроение в здании правительства Северной Осетии. Корреспондент IWPR сам был свидетелем, как парламентарии и члены правительства рассказывали анекдоты и похлопывали друг друга по спине.
Однако, известный социолог Александр Дзадзиев заявил IWPR: "Может так случиться, что мы пожалеем об этом. Я говорю это не потому, что не уважаю молодых. Просто, в данный момент невозможно найти ему (Дзасохову) замену".
Дзасохов объявил о своей отставке 31 мая, после встречи с Дмитрием Козаком, представителем Путина в Южном федеральном округе, включающем Северный Кавказ.
На следующий день Путин вызвал Дзасохова в кремль и заявил ему: "Не я сместил тебя. Это была твоя идея".
По предположению российских СМИ, Дзасохов решил уйти в отставку после отказа принять план Козака, содержащий график возвращения ингушских беженцев, покинувших республику после осетинско-ингушского конфликта в 1992 году. Сообщалось, что североосетинский лидер отказался одобрить этот план, так как после событий в Беслане, где среди террористов, захвативших заложников, были этнические ингуши, не прошло достаточно времени, и такое решение могло дестабилизировать ситуацию.
Однако, обозреватели видят и более прямую связь с кризисом в Беслане, когда боевики под руководством чеченских повстанцев ворвались в школу и захватили в заложники более 1200 взрослых и детей.
Правительство Северной Осетии и лично Дзасохов обвинялись из-за ложных заявлений о том, что боевики удерживают в заложниках лишь 354 человек, что с заложниками хорошо обращаются, в то время, как у них не было ни еды ни воды. Некоторые критиковали Дзасохова за то, что не предложил себя в качестве заложника вместо находящихся в здании школы людей. Многие обвиняли его в целом в создавшейся ситуации, когда высокий уровень коррупции позволил боевикам легко добраться до школы, проезжая милицейские посты с помощью взяток.
Сусанна Дудиева, председатель организации "Матери Беслана", которая ведет активную деятельность после трагедии, заявила, что она не чувствует облегчения после отставки Дзасохова, хотя ее группа проводила митинги и блокировку дорог, чтобы добиться его отставки.
"У меня нет чувства удовлетворенности. Ему надо было уйти раньше. Символично, что он это сделал непосредственно перед Днем защиты детей. Это не праздник для Дзасохова, который не смог защитить детей Беслана", - говорит она.
Однако, социолог Дзадзиев считает, что вину за происшедшее в городе нельзя возлагать только на бывшего североосетинского лидера.
"Неправильно обвинять его за Беслан. Основную роль здесь сыграли недальновидная политика России в Чечне, слабость федерального правительства и игры российских чиновников в Чечне, в особенности [верных Кремлю] Алу Алханова и Рамзана Кадырова", - сказал он.
Главный редактор газеты "Эхо" во Владикавказе Олег Цаголов говорит, что Дзасохов "политик мирового уровня, которого будет трудно заменить".
"Он ушел, когда мы ожидали этого меньше всего. Напряженность, возникшая после Беслана спала и была надежда, что Дзасохов останется на посту до истечения срока. Однако, он ушел, удивив нас", - говорит он.
Фактически, Дзасохов последний официальный президент Северной Осетии, так как парламент республики упразднил эту должность, заменив должностью "главы республики", на которую, по новому российскому законодательству, кандидатура назначается президентом России и утверждается региональным законодательным органом.
Для назначения преемника Путин располагал 14 днями, но ему понадобилась всего неделя. На чрезвычайной сессии 7 июня парламент Северной Осетии утвердил Мамсурова, приближенное к Дзасохову лицо, лидером республики, а Дзасохов получил место в Совете Федерации России, верхней палате парламента.
В том, что именно Мамсуров будет выдвинут на этот пост, не было никаких сомнений, хотя у него и было два конкурента.
51-летний Мамсуров сам родом из Беслана. Двое его детей были в школе во время кризиса. Его популярность возросла, когда, как сообщалось, он отказался от предложения вызволить своих детей в числе заложников, освобожденных боевиками в самом начале кризиса. Он сказал, что после этого не сможет "смотреть людям в глаза".
Однако, многие в Беслане все же были против этого назначения. Среди них и около 30 женщин в черном, пикетировавших здание правительства во Владикавказе.
Оппоненты критикуют нового лидера за его бизнес интересы и тесные связи с Дзасоховым.
"Мамсуров намного хуже Дзасохова", - говорит Виссарион Асеев, председатель комитета "Учителя Беслана", настойчиво требовавшего отставки президента.
Другие, однако, надеются, что Мамсуров окажется более жестким лидером, способным, в отличие от его предшественника, способствовать развитию североосетинской экономики, находящейся в стагнации.
"Видно, что он интеллигентный и прагматичный человек", - говорит владелец кафе во Владикавказе Руслан Чехоев.
По мнению Цаголова, "политика в целом станет более жесткой. За свое назначение Мамсуров никому не должен. Надо дождаться первых назначений, чтобы понять, каким руководителем он будет".
Виталий Азнауров, специалист по экономике и заместитель директора строительной компании "Трансмост", говорит, что Дзасохов мало что сделал для подъема экономики в Северной Осетии. Однако, он скептически относится к мнению, что его наследник будет иметь в этой области большие достижения.
"Правительство не сделало ничего, чтобы способствовать вывозу осетинской продукции за пределы республики. Не разработано никакой политики для привлечения внутренних инвестиций. При Дзасохове в североосетинской экономике ничего не изменилось. Не знаю, может он и старался что-либо сделать, но если это и так, то его попытки потерпели неудачу. Застройкой Беслана занимаются строительные компании из Москвы. Если бы Дзасохов мог сделать что-нибудь, этим бы занимались местные строители", - говорит он.
Однако, по мнению Азнаурова, "Что бы Дзасохов не сделал для экономики, после Беслана это не имело бы никакого значения. Его отставка никак не связана с экономикой также, как с ней не будет связано [назначение] его преемников".
Алан Цхурбаев, корреспондент службы новостей YUFO.RU, Владикавказ
Опубликовано 5 июня 2005 года