19:44 / 14.06.2005На процессе по делу о теракте в Беслане террорист Кулаев заявил, что его постоянно избивают

После недельного перерыва в Верховном суде Северной Осетии продолжился процесс по делу Нурпаши Кулаева. Был проведен допрос потерпевших в ходе террористического акта в школе N 1 Беслана. В некоторых случаях допросили представителей потерпевших, которые по разным причинам не явились в зал судебного заседания. Всего допросили восемь человек, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Несколько прилегающих к зданию суда кварталов, как и в дни предыдущих заседаний, утром во вторник были оцеплены нарядами милиции. Возле суда дежурили машины "скорой помощи".

В группу гособвинения на процессе входят замгенпрокурора РФ Николай Шепель, прокурор управления Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова и замгенпрокурора Северной Осетии Владимир Черчесов. Николай Шепель отсутствовал.

Отвечая на вопросы потерпевших, подсудимый Кулаев подтвердил, что захватчики школы связались с "людьми из правительства" в первой половине дня 1 сентября, предъявив последним своими требования. Но на связь с террористами представители власти выходить не спешили. "Когда мы сидели в актовом зале, террористы пытались связаться с властью республики, страны,- дает показания Регина Кусраева, находившейся в школе с двумя детьми. - Террористы вызвали директора школы Лидию, которая через несколько минут зашла к нам обратно и сказала, что мы никому не нужны, никто не поднимает трубку, ни в приемной Путина, ни в нашем правительстве".

Почти все потерпевшие сходятся во мнении  о том, что "детей погубили федералы". На просьбу дать оценку действиям "силовиков" третьего сентября Эльбрус Ногаев, начальник следственного отдела ОВД правобережного района Северной Осетии, проходящий по делу в качестве потерпевшего, заявил: "Третьего числа не было освобождения заложников, это были военные действия".

Как рассказывает Регина Кусраева, в первый же день один из террористов сказал заложникам: "Исходя из предыдущего опыта, мы подозреваем, что будет штурм. Если погаснет свет, все ложитесь на пол, но не бегите, они убьют вас". По словам Кусраевой, террористы обращались с заложниками вполне сносно, первый день давали еду и поочередно выводили выпить воды: "Но на второй день они сказали нам, что объявляют вместе с нами сухую голодовку, так как их требования не выполняются. Затем на третий день начался штурм. Я с детьми сидела под окном в актовом зале. Был такой шквальный огонь, что я боялась, как бы не пробили стены. Зачем это делалось? Затем один из террористов сказал мне: "Уходите отсюда, крыша горит, вы можете сгореть". Мы побежали в столовую, там такая же картина, и там боевики говорили нам, чтоб мы бежали оттуда: "Сейчас эта часть здания будут обстреливаться, уходите отсюда". Затем они заставили заложников встать на подоконники, сорвать занавеси и размахивать ими, кричать чтоб не стреляли. Я сама видела как их расстреливали с улицы. Мы с детьми сидели на полу, но в один момент я выглянула, и увидела на подоконнике горы трупов. Затем, к школе подъехал БТР, из него выпрыгнули трое и в  упор начали расстреливать тех заложников, которые продолжали стоять на подоконниках. В тот момент я абсолютно не боялась боевиков, они по нам не стреляли. Единственное, чего я боялась, что сейчас их поубивают, затем зайдут в школу и расстреляют всех нас".

После допроса последнего потерпевшего, Сусанна Дудиева, потерявшая в школе сына,  "допросила" Нурпаши Кулаева: "Пострадавшие хотели бы задать Кулаеву вопросы, и чтоб больше на суде говорил он". Сусанна Дудиева также выразила озабоченность по поводу безопасности жизни Кулаева: "Мы хотим, чтоб до конца расследования с Кулаевым ничего не случилось, чтоб он не споткнулся и не умер, чтоб у него не прихватило сердце. Для нас это очень важно".

С.Дудиева спрашивала у обвиняемого, били ли его между первым судебным заседанием и сегодняшним, поднимался ли он на второй этаж во время захвата бесланской школы. Кулаев отвечал, что побои продолжаются, а на второй этаж, к "Полковнику" его не пускали. При вопросе о периодическом избиении обвиняемого, председатель Верховного суда Северной Осетии Тамерлан Агузаров пытался прервать Сусанну Дудиеву, сославшись на то, что вопрос не имеет отношения к делу. Об этом сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Некоторые выступавшие пострадавшие высказали свое намерение предъявлять свои обвинения государству, а не Кулаеву. В частности учительница средних классов Фатима Келехсаева, дочь которой погибла, сказала на суде: "Я отправила свою дочь в государственное учебное заведение и предъявляю все свои претензии государству. А Кулаева просим наказать по всей строгости закона", сообщает РИА "Новости". 

В суде объявлен двухдневный перерыв, следующее слушание по делу Нурпаши Кулаева назначено на 16 июня.

В результате теракта в Беслане погибли 330 человек: 317 заложников, один житель Беслана, который принимал участие в спасении заложников, а также два работника МЧС и 10 сотрудников спецназа России.

Автор:Кавказский Узел