20:55 / 13.06.2005Долгие проводы и голодный прием

Во вторник в Северной Осетии произошла скоростная передача власти. За два часа парламент республики (63 депутата) отправил в добровольную отставку Александра Дзасохова, единогласно одобрил проект нового устава, изменяющий Конституцию Северной Осетии, затем также единогласно выбрал в новые главы республики спикера парламента Таймураза Мамсурова, известил присутствующих о не менее добровольной отставке члена Совета Федерации от Северной Осетии Эрика Бугулова и почти единогласно выбрал в СФ уже бывшего президента Дзасохова.
 
В череде нескончаемых вставаний в единодушном порыве и громких аплодисментов, прощальных и приветственных слов, огромных букетов и гимнов г-н Мамсуров потратил пять минут на присягу, проговорив клятву верности своему народу на русском и осетинском языках.

Эту процедуру полпред Дмитрий Козак назвал "выбором большинства осетинского народа".

В это время народ скромно стоял на площади перед центральным парламентом с лозунгами: "Мамсурову - нет, мафии - нет, войне - нет!", "Дзасохов, забери с собой свою команду!", "Если будущее - мы, а нас убивают, то будущего нет", "Власть, не защитившую детей, - в отставку!", "Не дадим на крови детей делать карьеру!".

Это были женщины из комитета "Матери Беслана". Они осмелились выразить такое мнение, несмотря на троекратное предупреждение сторонников Мамсурова о легкомысленности такого поведения.

Женщины упорно не хотели вести себя более пристойно. Например, пойти на кладбище к своим погибшим детям и плакать там, где их никто не видит.

Тем временем весь парламент с двумя президентами и полпредом массово эмигрировал в ресторан гостиницы "Владикавказ". Женщины с лозунгами остались на площади. Поздно вечером банкет закончился и вип-чиновники продолжили отмечать выбор народа в интимном кругу. Женщины продолжали стоять на площади. Упорство их казалось бессмысленным. Рядом также бессмысленно стояли спутниковые тарелки первого и второго госканалов. Тарелки без журналистов - бесполезны. А журналисты были у гостиницы "Владикавказ". На банкет их не пригласили, но время от времени к журналистам из ресторана выходили чиновники без галстуков и снисходительно отвечали на пару-тройку вопросов. Женщинам вопросов никто не задавал, даже когда они объявили жесткую голодовку. Жесткая головка - это когда перестают пить даже воду.

"Трое суток нашим детям не давали воды. Мы тоже в состоянии вытерпеть трое суток. Ради наших и ваших детей", - ответила Мзия Кочишвили жителю Владикавказа, который принес матерям бутылку минералки.

К несанкционированному пикету против избрания Мамсурова женщин подтолкнули сторонники самого Мамсурова. Уж очень нагло они звонили по телефонам, приходили в комитет матерей... Ничего не предлагали, только предупреждали о последствиях.

Зелим Цкаев, директор хлебзавода, приходил к женщинам три раза. Первый раз - в прошедшее воскресенье, когда "Матери Беслана" сделали официальное заявление о неприемлемости кандидатуры Мамсурова, а журналист Юлия Латынина в эфире "Эха Москвы" зачитала это обращение и вдобавок "послужной список" нового осетинского президента, оказавшийся весьма масштабным: контроль спиртового и нелегального нефтяного бизнеса, организация и содержание незаконных вооруженных формирований, применение физической силы против оппозиции и т.п.

Зелим Цкаев, срочно примчавшийся к женщинам в спортивном костюме "Адидас", размахивал распечаткой эфира Латыниной и утверждал, что Мамсуров, несмотря ни на что, - очень хороший человек, который заслужил право стать главой республики. Хотя бы потому, что в захваченной школе во время теракта пострадали его дети. На что Зелиму было сказано, что спекулировать на бесланской трагедии можно лишь в Кремле, где, судя по всему, лично знают только одного пострадавшего от теракта - Таймураза Мамсурова.

Зелим сбавил обороты и покорно слушал рассерженных матерей больше часа. Потом ушел, пообещав вернуться. Потом начались звонки отдельным матерям на дом. Потом Зелим вернулся. В деловом костюме в полосочку. Засиживаться не стал, только с мягкой угрозой спросил, не изменилось ли мнение матерей по поводу Мамсурова. Женщины его выгнали и стали аккуратно клеить плакаты на завтрашний пикет.

Во вторник в 10.30 автобус с женщинами выехал из Беслана. Доехал до Верховного суда, где идет процесс по террористу Кулаеву. На суд пошли потерпевшие, вызванные на это заседание повесткой. Остальные проехали одну остановку на трамвае и вышли на площади около парламента. Развернули плакаты с лозунгами. Это было ровно в 11.00.

В 11.00 на 26-м заседании североосетинского парламента Александр Дзасохов начал свою речь. Он вспомнил, какой была республика восемь лет назад, когда он "ее принимал в свои руки". "Война мафиозных кланов, экономическая нестабильность, постоянное ожидание террористических актов..." - говорил Дзасохов. Ему аплодировали.

В 11.10 в парламенте г-н Дзасохов начал слагать с себя полномочия президента.

- Ухожу, - сказал. - Чтобы дать дорогу молодым.

Лучше всего про отставку Дзасохова сказали на НТВ: "И вот кульминация - он действительно уходит...".

Парламент оглушительно хлопает Дзасохову, пока он сходит с трибуны и садится в одном ряду с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, который, в отличие от Дзасохова, никуда не уходит, наоборот, совершенно добровольно просит президента Путина о продлении полномочий. Вообще же люди на удивление счастливы, как будто вместе с жителями Беслана добивались отставки Дзасохова целых девять месяцев и наконец дождались.

На трибуну начинают выходить представители общественности. Скорбно прощается с "великим президентом" ректор местного университета Ахурбек Магомедов. Дзасохову присваивается статус "почетного профессора". Почетным жителем Моздока Дзасохов становится после выступления главы Моздокского района, почетным жителем трех южноосетинских деревень - после националистического заявления представителя Южной Осетии Эдуарда Кокоева, который начинает со слов: "Уважаемый Дмитрий Николаевич! Сестры и братья...". Тем самым Кокоев дает понять, кто здесь главный. Главный - Д. Козак - сидит на самой верхней трибуне, к нему постоянно подбегают то товарищи из зала, то спикер Мамсуров. Вдруг, ссылаясь на Козака, Мамсуров объявляет десятиминутный перерыв. Кажется, они узнали про пикет на обочине.

Как выяснится позже, действительно о пикете бесланских женщин знали. Именно в этом десятиминутном перерыве на площади появляются машины с ОМОНом. Стоят по углам площади, в тенечке.

...Ровно через десять минут заседание начинается с приятных событий: Дзасохову дарят ценные подарки: картину полтора на полтора метра, цветы и вазу. Все это он решает передать в детский дом.

Когда Дзасохова "ушли" по всем правилам, парламент наконец принялся за повестку дня. Три вопроса: 1) о назначении гражданина РФ Т. Мамсурова на должность главы Северной Осетии; 2) об изменении устава (проекта устава у депутатов нет, им на словах говорят о том, что в республике не будет больше президента, а будет глава, назначаемый сроком на пять лет); 3) о назначении Александра Дзасохова в Совет Федерации.

Все пункты проходят на ура. За Теймураза Мамсурова голосуют единогласно. Он быстро-быстро приносит присягу, благодарит полпреда Козака. Говорит: "Я постараюсь оправдать высокое доверие президента...". Раньше, помнится, говорили о высоком доверии народа...

Впрочем, у Мамсурова нет особого доверия народа. По социологическим опросам (не для граждан, а в тех, которые делают для Кремля), Теймураза Мамсурова поддерживают лишь семь процентов населения Осетии.

Наконец, последнее (по регламенту церемонии) слово берет полпред Дмитрий Козак. Он говорит долго и, конечно, не может не сказать о своей любимой реформе органов местного самоуправления: "Задача власти, прежде всего органов самоуправления, - вовлечь абсолютно всех граждан республики в управление государством...".

Когда Козак вернется в Ростов, матери будут стоять. Только к вечеру им принесут пластиковые табуретки, и они под зонтиками просидят на площади всю ночь.

...Оперативно включают гимн, и конец речи Козака тонет в едином вставании. Сидит лишь старичок с палкой и активно напевает про того, который "нам путь озарил". После церемонии Козак с энтузиазмом жмет руку Дзасохову, Мамсурову, Кокоеву и проч. Чиновники помельче и депутаты парламента отпихивают журналистов и бросаются на экс-президента Северной Осетии. Шумная взволнованная очередь выстраивается за автографом Александра Сергеевича Дзасохова.
 
Комментарии

После заседания Дмитрий КОЗАК и новый глава республики Таймураз Мамсуров сделали подход к журналистам. Пока корреспонденты госканалов России и Осетии выстраивались в очередь, первой задаю вопросы:

- Дмитрий Николаевич, вы в курсе, что сейчас на площади перед парламентом проходит пикет комитета "Матери Беслана" и что они против назначения г-на Мамсурова главой республики?

- Да, я знаю об этом. Мы должны все понимать, что было бы удивительно, если бы у всех было единое мнение и все выступали за это назначение.

- Но вам известно, что реальная поддержка г-на Мамсурова в республике - чуть больше 7%?

- Позвольте, я отвечу на первый вопрос! На то и есть у нас демократическое устройство (назначение губернаторов и глав региона? - Е.М.), для того чтобы побеждало большинство на самом деле. Что касается результатов социологических опросов, то есть у нас три результата социологических опросов, они свидетельствуют об обратном. Кроме того, вы знаете, что нами были проведены соответствующие консультации с представителями общественных движений, партий, с представителями фракций в парламенте, с представителями средств массовой информации в том числе. Кандидатура Таймураза Дзамбековича была поддержана единогласно. Да и голосование в парламенте (который долгое время возглавлял Мамсуров. - Е.М.) подтверждает, что все правильно.
 
(В редакции имеется реальный соцопрос с выборкой 1200 человек, где дан полный расклад уровня доверия населения к политикам Северной Осетии. Предлагаем читателям ознакомиться с этим опросом, проведенным по заказу администрации президента РФ.)
 
Захотел прокомментировать ситуацию и г-н МАМСУРОВ, хотя журналист НТВ спрашивал его не об уровне доверия, а о творческих планах.

- Во-первых, я хочу прокомментировать, что кто-то против. Надо, по-моему, уже смириться и согласиться с тем, что это правильно, и двигаться в том числе, и руководить не только под аплодисменты, но и вопреки, учитывая мнение тех, кто категорически против твоей кандидатуры.

- А с чем вы предлагаете смириться, Таймураз Дзамбекович? С трагедией в Беслане? С тем, что власть, которую тогда представляли и вы, ничем не смогла помочь заложникам? Не смогла предотвратить теракт?

- Нужно смириться с тем, что эта ситуация есть. Про Беслан я с вами отдельно поговорю, я, как отец, у которого там были дети и до сих пор калеки... Вы свои чувства поберегите для этой душераздирающей беседы...
 
Комментарий бывшего представителя Северной Осетии в Совете Федерации Эрика БУГУЛОВА:

- Связана ли отставка Дзасохова с его отказом подписывать федеральный план по возвращению ингушских беженцев в Северную Осетию?

- Косвенно это может быть связано, но прежде всего имеет место принятое самим Дзасоховым решение об уходе. В первую очередь потому, что он понимает: то, что можно было делать до Беслана, после Беслана делать не рекомендуется. Нужно подождать по крайней мере несколько лет.

- Вы знакомы с этим федеральным планом. Почему и насколько вовремя он возник?

- Я его не читал, но в общих чертах понимаю, что речь идет о возвращении беженцев, причем число этих беженцев завышено, по моему мнению. Я оцениваю ситуацию так, что большинство беженцев уже вернулись, и непонятно, как количество беженцев, которые должны вернуться, выросло за полгода с трех тысяч до девятнадцати. Кто считал и как? Вообще такой подход контрпродуктивен. И тот, кто думает, что таким образом можно решить этот конфликт, ошибается и только усугубляет конфликт.

- Есть ли шанс, что Мамсуров может подписать этот план, что это было основным условием его назначения на должность главы республики?

- Я не знаю. Вернее, я знаю Таймураза Дзамбековича. Он не склонен совершать авантюрные поступки. Сегодня люди в республике не готовы к тому, чтобы этот вопрос поднимать. Кроме того, я хотел бы понять: мы занимаемся проблемой беженцев одного региона или мы занимаемся проблемами всех беженцев страны в целом?

- Насколько связано внезапное возникновение этого плана с рейтингом президента Ингушетии Зязикова?

- Я думаю, связь такая есть. Потому что крайне низкий рейтинг президента Ингушетии можно попробовать таким способом поднять. Но ситуацию нужно оценивать реально, нужно привлечь аналитиков, которые бы спрогнозировали последствия таких шагов. Какой эффект будет получен в результате такого ускорения сложной проблемы? Я думаю, что Кремль прежде всего думает об интересах государства. Думает, как локализовать чеченскую проблему. Ведь широко известно, что процесс перекинулся на Ингушетию и там большая пособническая база. Это связано не только с плохой работой президента Зязикова, хотя, по моим оценкам, это так. Но это связано еще и с тем, что эти базы ушли в подполье и, возможно, Кремль думает, что Зязиков сможет с этим справиться. Насколько серьезны там проблемы, показала бесланская трагедия. После теракта в Ингушетии наши спецслужбы провели там большую работу. Другой вопрос, почему они раньше этого не делали.
 
Елена Милашина
 
К сведению
 
Результаты социологического исследования по теме: социально-экономическая и политическая ситуация в РСО-А (март, апрель, май 2005 г.)
 
Североосетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН в периоды с 7 по 14 марта, с 7 по 12 апреля и с 7 по 12 мая 2005 года было проведено поэтапное социологическое исследование на тему: "Социально-экономическая и политическая ситуация в РСО-А".

Объем выборки на каждом этапе составил 1200 респондентов. Наличие социальной, политической и экономической напряженности, выявленной в ходе анализа, прямо пропорционально росту недоверия действующему президенту РСО-А Дзасохову А.С.: 44,3% опрошенных (апрель, май) не хотят видеть его на посту руководителя республики.

(...) Судя по имеющимся материалам исследования, политическая и социальная обстановка в РСО-А выглядит напряженной, и бесланские события, память о них, являются одной из основных составляющих этой напряженности. "Косметические" пиаровские меры типа новых вливаний гуманитарной помощи, а также формально проводимых выступлений и мероприятий могут не только не дать эффекта, но и привести к усилению напряженности, возникновению новых акций протеста. (...)

Как видно из таблицы 5, высок процент респондентов, не желающих видеть на посту президента РСО-А ныне действующего Дзасохова А.С.: и в апреле, и в мае - по 44,3%.

(...) Учитывая общую социальную напряженность в Северной Осетии и в связи с бесланскими событиями, замена политического лидера РСО-А необходима и целесообразна до сентября 2005 года. Это радикальный способ закрыть проблему Беслана, причем с наименьшими потерями.

От редакции

Лидеры общественного мнения: Т. Боллоев, руководитель концерна "Балтика" (от предложения Кремля возглавить республику отказался), и А. Фадзаев, известный борец, депутат Госдумы.

Полностью социологическое исследование будет опубликовано на сайте "Новой".
 
Опубликовано 9 июня 2005 года

Автор: