Информационно-аналитическое интернет-СМИ "Кавказский узел" продолжает публикацию серии эксклюзивных интервью с лидерами партий Нагорного Карабаха, участвующих в парламентских выборах, которые пройдут 19 июня. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с председателем правления партии Нагорного Карабаха "Движение 88", мэром города Степанакерта Эдуардом Агабекяном.
- Господин Агабекян, как проходит предвыборная кампания в Нагорном Карабахе?
- Я бы отметил отсутствие альтернативного телевидения и не совсем правильную позицию Общественного телевидения. По крайней мере, нам не удалось организовать дебаты и "круглые столы" в прямом эфире. Давно пора перейти к такому способу информирования населения, чтобы люди знали, за что и кого надо выбирать в депутаты. Отсутствие публичности приводит к тому, что предвыборная борьба выливается в движение по ремонту дорог, водопроводов и крыш. Кроме того, в Нагорном Карабахе очень силен личностный фактор. Страна маленькая, многие друг друга знают, и получается, что личностный фактор может перевесить идеологический. Не думаю, что этот фактор является компонентом политтехнологий в крупных странах, но у нас он, к сожалению, играет роль.
- Насколько велико воздействие этих факторов на людей?
- За последнее время общественное сознание в Нагорном Карабахе изменилось очень сильно. Мы побывали в самых дальних селах и стали свидетелями того, как обычные люди стремятся к установлению нормальных гражданских отношений, основанных на справедливости и равноправии. Во время встреч они жаловались не на социальные трудности, а на безнаказанность и произвол в обществе. Для выправления этой ситуации не нужны финансы, необходима просто политическая воля.
К сожалению, власти пытаются дезориентировать правовое стремление граждан. Это говорит о том, что государственные органы явно отстали по развитию от гражданского сознания. Необходимы системные реформы в государственных институтах. Я не вижу в обществе протестных настроений, налицо конструктивный подход к проблемам.
- На выборы вы идете в блоке с АРФ "Дашнакцутюн", которая объявила себя оппозицией властям. Вы намерены и после выборов занимать такую позицию?
- Блок - это не полное слияние мнений и он вовсе не означает, что мы будем выступать в парламенте в единой политической структуре. Я не большой сторонник термина "оппозиционер". Мы не критикуем ради критики. Мы анализируем ситуацию, выявляем недостатки и предлагаем пути их решения. На вопрос, почему эти предложения не обсуждаются и не принимаются властью, я думаю, скоро придется ответить самим властям.
- Международные посредники предлагают новые варианты урегулирования карабахской проблемы. В частности, освобождение подконтрольных Нагорному Карабаху территорий и статусе "свободной экономической зоны". Какова будет ваша позиция в парламенте, если придется обсуждать такой вариант?
- Я думаю, народ и его избранники сделают правильный выбор. По крайней мере, уверен, что народ не примет предложений, предполагающих снижение уровня безопасности для населения Нагорного Карабаха. В годы советской власти физическая безопасность населения Карабаха имела 4 уровня гарантий: областной, республиканский, союзный и международный. Сейчас этому противопоставлен всего один уровень безопасности - вооруженные силы Карабаха на освобожденных территориях. Какие гарантии может предложить международное сообщество взамен этого? Думаю, мы смогли защитить свои права в Советском Союзе, сможем и в Европейском Союзе.
Хотелось бы отметить и тенденции признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, которые сейчас прослеживаются в мире. Мировое сообщество не может бесконечно игнорировать право народа Нагорного Карабаха выбирать свои власти и однажды должно признать это право. Не случайно, ни одна международная структура не высказалась против легитимности предстоящих 19 июня парламентских выборов. А ведь каждые выборы в Карабахе сопровождались подобными заявлениями. Думаю, многое изменилось после муниципальных выборов 2004 года (по итогам выборов мэром Степанакерта стал кандидат от оппозиции Э. Агабекян. - прим.КУ), когда мир убедился в способности народа Карабаха самому решать свою судьбу. Я вижу урегулирование проблемы Карабах в признании прав его народа.