19:06 / 04.06.2005Кто много знает, тот меньше живет

Как следовало ожидать, таинственная смерть Зураба Жвания вновь напомнила о себе спустя три месяца после его кончины. Самое интересное, что тему подняли не радикальные оппозиционеры - лейбористы или звиадисты, а бывшие соратники скончавшегося премьера.

Интересно также, что скандал разгорелся после того, как появились серьезные разногласия в провластном неправительственном (реально - правительственном) секторе. На почве этой обиды несколько человек, оставшихся вне игры, проявили интерес к семье Жвания, и появился скандальный фильм. Насколько достоверны приведенные в фильме аргументы - другой вопрос; главное, что в обществе по-прежнему бытует мнение, что премьер не погиб при трагических обстоятельствах, а был убит. Если в течение недели после 3 февраля основным был вопрос "Погиб или убили?", то позднее общественность полностью исключила вероятность первой его части, и вопрос зазвучал более прямолинейно: "Кто убил?". И основной причиной этих настроений стала непривычная немота власти, утвердившая в народе мысль, что премьер погиб не от отравления угарным газом.

Если взять за основу версию убийства и постараться определить людей или силы, потенциально заинтересованные в убийстве Жвания, то выйдем в основном на высокопоставленных чиновников как в Грузии, так и в США и России. По закону вероятности, убить Жвания мог любой, однако, если учесть засекреченность обстоятельств его смерти, оперативность властей и активность иностранцев, круг потенциально заинтересованных сужается до нескольких сил.

Прежде чем называть эти силы, необходимо упомянуть мотивы убийства, которых в данном случае три: передел власти, геополитика и экономические интересы. Используя фантазию и теорию вероятности, эти три мотива можно и объединить; впрочем, удовлетворимся версиями, наиболее популярными в обществе.

Версия первая: смерть Жвания устраивала крыло Саакашвили, в частности, Вано Мерабишвили и "курсантов" Института свободы. В случае, если Жвания оставался у власти, затруднялся контроль над теми источниками доходов, владение которыми означает власть и победу на будущих выборах. В данном случае речь идет о дойке крупных государственных предприятий, транзите наркотиков и оружия, контрабанде и т.д.

Версия вторая: смерть премьера устраивала опять-таки окружение президента и ту часть властей США, которая была заинтересована в приватизации энергоносителей Грузии и инвестициях. Жвания активно сотрудничал с русскими компаниями в вопросе приватизации грузинских стратегических объектов (пароходства, газопровода, энергетики, "Чиатурмарганца" и др.), что, естественно, означало миллионы долларов.

Версия третья: смерть Жвания отвечала геополитическим интересам США. Если Жвания оставался, грузинская власть не смогла бы достичь единовластия и жесткой централизации, что важно для Вашингтона. В трио Бурджанадзе, Саакашвили и Жвания неизбежно возник бы разлад, который использовала бы в своих интересах Россия. Правда, Бурджанадзе тоже находится в хороших отношениях с Россией, но Жвания был гораздо опаснее, ввиду своего таланта и серьезного влияния. Если бы в жертву была принесена Бурджанадзе (не буквально, а отставкой или, что более вероятно, путем роспуска парламента), тогда Жвания и Саакашвили остались бы один на один. Благодаря кадровым возможностям и влиянию в Тбилиси Жвания удалось бы достичь как минимум паритета в будущем парламенте или провести своего человека в спикеры. Поэтому более слабую Бурджанадзе трогать не стали, а статус "третий лишний" присвоили умному Жвания.

Версия четвертая: премьера убили русские, чтобы вызвать противостояние между командами Жвания и Саакашвили, что в будущем переросло бы сначала во внутриправительственный, а затем и в вооруженный конфликт.

Очень может быть, что ни одна из этих версий не отражает реальной картины и что Вано Мерабишвили, Гига Бокерия, Гиги Угулава, Котэ Кемулария и "лоббисты Саакашвили в Америке" в смерти Жвания никак не замешаны. Однако право на существование этим версиям дала опять-таки общественность. Не исключено, что версий станет еще больше, особенно если учесть, что семья Жвания не скрывает своего недовольства и неудовлетворения происходящим расследованием и существующими в деле белыми пятнами.

Жвания был значительной фигурой в грузинской политике. С 1995 года он находился на одном из руководящих постов и владел не менее обширной информацией, чем погибший до него (и тоже непонятно от чего) глава Совбеза Нугзар Саджая. Кто много знает, тот меньше живет, - версия об убийстве строится в основном на этом принципе, и такие рассуждения продлятся до тех пор, пока не выяснится истинная причина гибели премьера.

Если окажется, что Жвания и в самом деле был убит, тогда власть Саакашвили ожидает далеко не безоблачное будущее. Если же ничего не выяснится, на власти Саакашвили навсегда останется клеймо "Жваниягейта" и нескольких его народных версий.

(Опубликовано 2 июня 2005 года.)

Автор:Георгий Удилаури