Нурпаши Кулаев
В Верховном суде Северной Осетии завершилось очередное заседание по делу участника теракта в Беслане Нурпаши Кулаева. Следующее заседание назначено на 7 июня. На заседании были допрошены свидетели со стороны обвинения, в числе которых родственники погибших и бывшие заложники. Уроженцу села Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни Кулаеву 1980 года рождения предъявляются обвинения по восьми статьям уголовного кодекса. В том числе он обвиняется в бандитизме, терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, захвате заложников, незаконном хранении, ношении, приобретении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. К рассмотрению в суд переданы 105 томов уголовного дела. Группу обвинения возглавляет заместитель генерального прокурора РФ Николай Шепель. Кроме того, в нее также вошли старший прокурор генеральной прокуратуры РФ Мария Семисынова и заместитель прокурора Северной Осетии Аслан Черчесов. Свидетелями обвинения по ходу заседания суда выступят 69 человек. Сторону защиты в суде представляет назначенный адвокат Альберт Плиев. Свидетели защиты отсутствуют.
Кулаева доставили в зал в наручниках, под усиленной охраной. На предыдущем судебном слушании стороны допросили Нурпаши Кулаева, после этого возможность задать вопросы подсудимому была предоставлена всем присутствующим в зале потерпевшим.
Как сообщила ранее РИА "Новости" руководитель пресс-службы Верховного суда республики Анжела Суанова, на слушания повестками в суд приглашены 25 человек, официально признанных потерпевшими в результате теракта 1 сентября 2004 года. К настоящему моменту сторонами обвинения и защиты допрошено шестеро потерпевших. Как уточнила Суанова, согласно процедуре в ходе судебного следствия стороны должны опросить всех потерпевших. Таковыми по данному делу проходят 1315 человек. "В ходе этого заседания суд также определится, сколько времени в среднем уйдет на допрос одного потерпевшего, исходя из этого, можно будет примерно определить, сколько заседаний суда будет продолжаться допрос всех потерпевших", - отметила руководитель пресс-службы.
В своих выступлениях пострадавшие подчеркивали, что компенсировать погибших детей им никто не может. Но в качестве компенсации за моральный ущерб, они потребовали принять закон, по которому можно было бы "наказать родственников тех боевиков, которые захватили школу в Беслане". Также родственники погибших в качестве моральной компенсации требуют возбудить дела против федеральных и республиканских силовиков, которые не смогли предотвратить трагедию и помочь заложникам, сообщает ИТАР-ТАСС.
Сусанна Дудиева, у которой в школе погиб 14-летний сын, заявила, что потерпевшие готовы простить Кулаева, если он скажет правду. "Мы готовы тебя простить, если скажешь правду... Расскажи нам все, что ты можешь рассказать", - обратилась Дудиева к Кулаеву. Она спросила подсудимого, били ли его во время предварительного следствия. "Как не били, конечно, били", - ответил Кулаев. На вопрос обвинения, имеет ли Дудиева моральные и материальные претензии в результате теракта, Дудиева ответила: "Вот мой моральный ущерб - я прошу у вас только правду".
По показаниям Кулаева, которые он подтвердил и в зале суда, после захвата североосетинской школы боевики готовили нападение на три города Северного Кавказа - Владикавказ, Назрань и Грозный - которое должно было быть осуществлено одновременно в ноябре 2005 года. Кулаев показал, что из разговора главаря группировки Хучбарова по кличке Полковник, которое он слышал на базе боевиков, следовало, что в этих городах планировалось взорвать машины, начиненные взрывчаткой. Одна такая машина, "ГАЗ-53", начиненная взрывчаткой, уже была готова. Во Владикавказе и Назрани, согласно показаниям подсудимого, планировалось взорвать здания ОМОН, а в Грозном - здание комендатуры.
Как передает РИА "Новости", Нурпаши Кулаев утверждает, что когда его группа подъехала к школе, там уже находились боевики. "Когда мы только подъехали к школе, на втором этаже уже начали стрелять", - рассказал Кулаев на слушаниях в Верховном суде Северной Осетии. "Я не знаю, что было в школе на втором этаже", - сказал Кулаев, по утверждению которого, он все время находился в школьной столовой на первом этаже. По словам подсудимого, машина с террористами не смогла бы подъехать к школе "без разрешения и сопровождения". По показаниям Кулаева, в группе террористов было четверо чеченцев.
Как сообщил корреспонденту ЮФО.RU государственный обвинитель, в последнее время Кулаев изменил показания, в которых теперь наблюдаются противоречия и нестыковки. Для устранения противоречий, решено провести дополнительные допросы подсудимого. В частности, что в материалах дела имеются подписанные обвиняемым показания: "Вину признаю в бандитизме, терроризме, незаконном хранении, перевозке, использовании оружия. Вину в терроризме признаю частично". В то же время на прошлом заседании он заявил, что считает себя невиновным. "Тогда мне адвокат сказал подписать, и я подписал", - ответил Кулаев гособвинителю.
В день судебных слушаний в столице Северной Осетии будут, как и в предыдущие дни, усилены меры безопасности. В мероприятиях по обеспечению правопорядка задействуют наряды патрульно-постовой службы, экипажи госавтоинспекции.
Само здание Верховного Суда и прилегающая к нему территория перед заседанием будут обследованы саперами и специалистами кинологической службы на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Пропускной режим в здание суда будет осуществляться только с помощью металлодетекторов.
В результате захвата заложников в школе номер 1 города Беслана 1 сентября 2004 года погибли 330 человек, в том числе 317 заложников из них 186 детей. Среди погибших также два сотрудников МЧС, 10 сотрудников спецназа ФСБ России и житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников, получили ранения 728 заложников и жителей Беслана, а также 55 сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих. Всего в школе террористами было захвачено 1128 заложников. При проведении спецоперации, было спасено 918 человек.