16:28 / 01.06.2005Армения: омбудсмен столкнулся с президентом

Спустя всего лишь год с момента назначения, первый защитник по правам человека Армении открыто столкнулся с властями, представив целую серию острых выводов по нарушению прав человека в стране.

"Раньше [год назад] все спрашивали, а может ли защитник прав человека быть независим от президента, но сейчас, кажется, президент пытается стать независимым от омбудсмена", - заявила защитник прав человека Лариса Алавердян в беседе с IWPR.

Алавердян была назначена омбудсменом в марте 2004 года под давлением международных организаций. Общество тогда отнеслось к этому назначению в основном скептически. Считалось, что омбудсмен будет всего лишь декорацией для властей. Однако, после нескольких острых разногласий, когда она осудила действия правительства, президент Кочарян в прошлом месяце сам подал иск в Конституционный суд об ограничении компетенций защитника прав человека.

В Статье 7 закона "О защитнике по правам человека" говорится, что омбудсмен имеет право "давать рекомендации суду, гарантируя исполнение права граждан на справедливый суд в соответствии с Конституцией Республики Армения и международным нормам".

Однако, согласно решению Конституционного суда от 6 мая, эта статья была объявлена неконституционной, а омбудсмен был лишен всяких прав вмешиваться в судебный процесс.

Министр юстиции Давид Арутюнян, выступающий на суде в качестве представителя президента, утверждал, что данное положение действительно давало право омбудсмену нарушать принцип независимости судьи.

"Нам бы не хотелось, чтобы подобное вмешательство продолжалось. Малые уступки расшатывают независимость судебной системы. Считаю, что эта поправка поможет омбудсмену найти свое верное место во всей системе", - заявил он IWPR.

Однако, Алавердян утверждает, что она никогда не вмешивалась в судебный процесс и не защищала ту или иную сторону, а просто пыталась оградить граждан от вольностей суда.

"Очевидно, что решение Конституционного суда предвзято. На самом деле, мои обязанности выступать с рекомендациями были ограничены. Президент основывается на документах и обоснованиях, представленных министром юстиции. Просто делается попытка держать омбудсмена в стороне от темных дел судов и судей", - говорит она.

"Делается попытка защитить не права человека в Армении, а судей - от защитника прав человека. При этом большинство адресованных нам апелляций касается именно решений и приговоров судов", - добавила она.

После публикации в прошлом месяце первого отчета о нарушениях прав человека в 2004 году, в котором особой критике подверглись органы правопорядка и суды, канцелярия омбудсмена стала объектом нападок со стороны различных правительственных организаций и судебной системы.

В одном случае, омбудсмен оценил как нарушение решение мэра Еревана о выставлении на аукцион земельного участка, сроки аренды которого не истекли, а права арендатора не были прекращены. Мэрия же оценила действия защитника как "антиконституционные" и указала ей не вмешиваться в разрешении имущественных вопросов.

Алавердян также получила отпор от юридического отдела администрации президента, когда она поставила под сомнение законность действий правительства в спорном вопросе лишения граждан имущества и отчуждения земель для реализации в центре Еревана амбициозных программ правительства "Северный проспект" и "Каскад".

Аналитик Армянского центра стратегических и национальных исследований Степан Сафарян считает, что власти Армении ожидали более послушного омбудсмена, а теперь стараются сделать ее такой. "Как бы плох ни был закон, тем не менее, у Армении появился омбудсмен, который попытался получить определенные свободы", - говорит он.

По мнению Сафаряна, первый серьезный удар властями был получен во время событий в апреле 2004 года, когда в центре Еревана полиция жестоко расправилась с митингом оппозиции. Омбудсмен тогда указала на антиконституционность действий правительства и потребовала объяснений от президента.

"Причиной обращения президента в Конституционный суд стала озабоченность появлением института, который мог воздействовать на "правосудие" судов, выпускаемое как на конвейере, и привести к непредсказуемым результатам", - говорит Сафарян.

Юридический советник Алавердян Жора Хачатрян заявил IWPR, что в суде омбудсмену отводится только контролирующая роль.

"Мы не противопоставляемся суду, мы предлагаем обсудить вопрос, и это обстоятельство оценивается как нарушение независимости судьи", - говорит Хачатрян. "Например, был зарегистрирован случай, когда было проведено судебное разбирательство и вынесен приговор в отсутствие обвиняемого, что является исключительным случаем в судебной практике".

Хачатрян также заявил, что правительство теперь взяло курс на максимальное ограничение роли Алавердян. Она уже не может выступать на заседаниях правительства. "Отныне, у вас есть право только задавать вопросы", заявил ей ведущий очередное заседание президент Кочарян.

"Если это положение закона будет изменено, станет ясно, что они пытаются превратить защитника прав человека и его канцелярию в одно из приложений к исполнительной власти", - говорит Алавердян.

"Все это указывает на то, что законные права омбудсмена лишены содержания. Положение омбудсмена совершенно формальное и декоративное, а когда омбудсмен возвысит голос, они будут утверждать, что она нарушает Конституцию".

В марте Армянский центр стратегических и национальных исследований провел опрос, результаты которого свидетельствуют, что Алавердян завоевала авторитет среди населения. 22.6% опрошенных ответили, что в области защиты прав человека они больше других доверяют омбудсмену. Для сравнения, рейтинг президента, Парламента, правительства и судов ниже 10%.

"Несмотря на ограниченность сферы деятельности омбудсмена, она смогла завоевать большой авторитет в народе", - говорит Сафарян.

Сафарян выразил опасения, что правительство готовит почву для компрометации защитника, чтобы после конституционных реформ, намеченных на осень, были основания для назначения более податливой кандидатуры.

Жанна Алексанян, корреспондент www.Armenianow

Опубликовано 19 мая 2005 года

Автор: