Вчера в Москве состоялись переговоры главы российского МИДа Сергея Лаврова с его грузинской коллегой Саломэ Зурабишвили. Результат переговоров сенсационный: Лавров объявил, что Москва может начать вывод баз из Грузии уже в этом году.
Примечательно, что вчера же в Москву для переговоров в Минобороны РФ прилетел глава украинского военного ведомства Анатолий Гриценко. С учетом того, что и он планирует обсудить в Москве вопросы, касающиеся дальнейшего российского военного присутствия в Севастополе, неожиданное согласие Сергея Лаврова может иметь продолжение: успех Тбилиси в решении "базового" вопроса может существенно повлиять и на позицию Киева относительно ЧФ.
Условия пребывания ЧФ могут быть пересмотрены
Накануне визита министра обороны Украины в Москву глава украинского МИДа Борис Тарасюк официально заявил, что Киев не намерен продлевать после 2017 года срок пребывания ЧФ РФ на своей территории. "Насколько мне известно, российская сторона заинтересована не только в полном использовании срока временного пребывания, то есть до 2017 года, но и в его продлении. В этой связи хочу напомнить, что украинская сторона взяла обязательства лишь до 2017 года, далее же вступают в силу положения Конституции, не допускающие пребывания иностранных войск на территории Украины", - отметил Тарасюк в недавнем интервью киевскому еженедельнику "Зеркало недели". По странному стечению обстоятельств в те же дни в Крыму работала украинская правительственная комиссия во главе с первым замминистра иностранных дел Владимиром Огрызко, которая "вдруг" обнаружила значительные нарушения российской стороной соглашений о пребывании ЧФ на Украине, в том числе экологического законодательства. Обнародовали украинские власти и свои претензии к ЧФ по вопросам аренды и субаренды недвижимости в Севастополе и других населенных пунктах Крыма. В общем, как считают эксперты, дело идет к тому, что Киеву и Москве придется определять новый статус российского Черноморского флота, то есть пересматривать условия его пребывания на Украине.
Зурабишвили требует уточнения деталей
В отличие от Киева в Тбилиси предпочли обойтись без таких тонкостей и цели визита министра Саломэ Зурабишвили в Москву обозначили предельно четко: грузинская сторона намерена добиться от Москвы внятного ответа на вопрос: когда и на каких условиях Россия выведет свои базы из Батуми и Ахалкалаки?
И Россия, похоже, перед этим напором не устояла. Во всяком случае, на вчерашней совместной с главой грузинского МИДа пресс-конференции министр иностранных дел РФ Сергей Лавров объявил: "Мы достигли существенного прогресса и сблизили позиции по срокам пребывания и соответственно вывода российских военных баз из Грузии". По его словам, "вывод будет поэтапным и будет начат в случае достижения соглашения уже в этом году". Это, по словам российского министра, касается тяжелой военной техники и перевода военных баз на совместное использование в качестве антитеррористических центров.
Со своей стороны, его грузинская коллега отметила необходимость достижения соглашения "не только об общих принципах и сроках, но и по деталям на всех этапах". "Во Франции есть такая поговорка: "Черт скрывается в деталях", - заметила Саломэ Зурабишвили. Причем с этими деталями Зурабишвили предпочитает ознакомиться до того, как будет докладывать о достигнутом в Москве соглашении президенту Саакашвили.
На случай несогласия с предложенными Лавровым деталями в Тбилиси просчитывают крайне жесткие меры давления на российских военных. Соответствующее постановление парламент Грузии принял еще в начале марта. В документе прямо говорится: если до 15 мая стороны не достигнут консенсуса, российские военные базы на грузинской территории будут объявлены вне закона. А это предусматривает жесткие ограничения на передвижение техники и личного состава Российских вооруженных сил, будут запрещены какие-либо учения, а после 1 января 2006 года перемещение российских военных вне территории баз будет вовсе запрещено, будут введены ограничения на коммуникации, нельзя будет завозить боеприпасы и топливо. "В любом случае после 15 мая 2005 года российские базы в Грузии будут функционировать только в режиме вывода", - заявил на днях журналистам замминистра обороны Грузии Давид Сихарулидзе.
А пока раскошеливайтесь
К решению проблем российского военного присутствия подключился и Минфин Грузии. На заседании парламентского комитета по обороне и безопасности замминистра финансов Георгий Годабрелидзе сообщил, что задолженность военных баз перед грузинскими бюджетным и небюджетными организациям превышает 1 млрд. лари (более 500 млн. долл.). "В конце года мы представим консолидированную сумму финансовых претензий к России", - заявил он и отметил, что во избежание обвинений в субъективности к подсчетам можно привлечь международных экспертов. Причем сумма задолженности российских военных за пребывание на грузинской территории чуть меньше половины всей доходной части грузинского бюджета на нынешний год.
Финансовые рычаги в отношении российских военных начинает задействовать и Украина. Как заявили источники в штабе ЧФ, украинское руководство противится централизованному снабжению ГСМ кораблей и объектов флота путем их прямых поставок из России. В итоге дизельное топливо российские моряки в этом году получали по цене 3200 гривен (640 долл.) за тонну. Это почти на 50% дороже, чем в России.Автомобильный бензин ЧФ на Украине продают по цене, на 40% превышающей внутрироссийскую.
Под диктовку НАТО
Примечательно, что, усиливая давление на Москву, и Киев, и Тбилиси в последние дни явно активизировали контакты с Западом. Не далее как в минувший четверг в Вильнюсе на уровне министров иностранных дел состоялось заседание комиссии Украина-НАТО. На этой встрече стороны конкретизировали новый формат отношений, который сформулирован как интенсифицированный диалог о членстве Украины в Североатлантическом альянсе. Подписав в Вильнюсе новый документ "Укрепление сотрудничества Украина-НАТО. Краткосрочные мероприятия", официальный Киев определил приоритеты своей внешней политики. Это, в частности, сотрудничество в сфере политики, безопасности, обновление политического диалога, активизация сотрудничества в сфере реформирования системы безопасности, усиление сотрудничества в сфере публичной дипломатии, расширение помощи при решении проблем, связанных с социально-экономическими последствиями военной реформы.
Те же вопросы обсуждают сейчас и в Тбилиси, где с воскресенья находится спецпредставитель генсека НАТО Роберт Симмонс. По прибытии в грузинскую столицу высокопоставленный натовский чиновник сообщил, что руководство Североатлантического альянса готово в ближайшее время рассмотреть вопросы, связанные (опять же) с "интенсификацией диалога" с Грузией по вопросам интеграции страны в НАТО. "С этой просьбой к нам обратился президент Грузии", - подчеркнул он. Комментируя визит Роберта Симмонса, спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявила: "Чем больше будет таких визитов в Грузию, тем ближе час нашей полноценной интеграции в ведущие мировые межгосударственные объединения".
Все это и наводит на мысль, что давние друзья и единомышленники-революционеры Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко приступили к реализации некоего совместного плана. Как сказал "НГ" авторитетный грузинский военный аналитик Ираклий Аладашвили, "этот план направлен на выдавливание России из Черноморского региона и подсказан президентам Саакашвили и Ющенко из штаб-квартиры НАТО". Эксперт обратил внимание на то, что официальный Киев на данном этапе ставит вопрос не о пересмотре сроков пребывания на Украине российских военных моряков, а лишь о пересмотре условий. "Это дает все основания предположить, что украинские власти готовят нечто подобное тому, что уже начала осуществлять Грузия - создать российским военным невыносимые для полноценной работы условия", - считает Ираклий Аладашвили.
О своих натовских устремлениях Киев и Тбилиси заявили не сегодня. Но, как показывает мировая практика, членство в альянсе невозможно, если на территории страны - кандидата на вступление находятся военные базы государства, членом НАТО не являющегося. Тем более если это - российские базы.
Юрий Симонян, Владимир Мухин, Анатолий Гордиенко
Опубликовано 26 апреля 2005 года