Вчера в Замоскворецком суде столицы, рассматривающем жалобу гражданки Казахстана Светланы Губаревой, у которой при освобождении заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году погибли дочь и жених, должен был продолжиться допрос следователя Владимира Кальчука, ведущего дело "Норд-Оста". Однако господин Кальчук на допрос не приехал, а прислал письменный ответ.
Как уже сообщал Ъ (см. Ъ от 18 апреля), истица Губарева, пострадавшая при теракте на Дубровке, просит отменить постановления Моспрокуратуры об отказе от уголовного преследования медиков и спецназовцев. Она, как и другие пострадавшие, полагает, что ее близкие погибли не от рук террористов, а именно в результате спецоперации по спасению людей. Отказ в возбуждении дела в отношении медработников был подписан прокуратурой Москвы 31 декабря 2002 года. Дело в отношении сотрудников спецслужб было прекращено 16 октября 2003 года - следствие сочло, что спецслужбы действовали "по острой необходимости". Кроме того, Светлана Губарева жалуется на то, что следователь Владимир Кальчук не предпринял никаких действий, направленных на выяснение обстоятельств гибели родных Светланы Губаревой, хотя в сентябре 2003 года она направила ему ходатайство. На прошлом заседании суд, удовлетворив ходатайство защиты, допросил руководителя следственной группы Моспрокуратуры по делу о теракте на Дубровке Владимира Кальчука. Следователь сказал, что отказы в возбуждении дел приняты "обоснованно", а бумаги от имени Светланы Губаревой он не помнит. На многие вопросы адвокатов Владимир Кальчук отвечать отказался.
Вчера в заседании был оглашен письменный ответ следователя, присланный им по требованию суда. Сам господин Кальчук в суд не пришел: еще на прошлом заседании он заявил, что его вызвали только для того, "чтобы посмеяться над ним". В бумаге сообщалось, что ходатайство Светланы Губаревой в управление по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры Москвы не поступало, в доказательство чего приложены копии книги учета входящих документов. Адвокаты предъявили суду оригинал ходатайства госпожи Губаревой, на котором стоит печать прокуратуры, и попросили вынести частное постановление в адрес горпрокуратуры. Судья Ирина Васина сказала, что это ходатайство защиты суд рассмотрит, когда будет выноситься решение по иску Светланы Губаревой. А представитель горпрокуратуры Елена Левшина заявила, что вины медиков и спецслужб действительно обнаружено не было,- всем была оказана помощь, всего было "достаточно": и сотрудников, участвующих в спецоперации, и медикаментов. А расследование проводится всесторонне и грамотно.
Светлана Губарева попыталась опровергнуть слова прокурора: "Казалось бы, в интересах государства провести тщательное расследование, чтобы не повторилось подобное безумие. Два с половиной года прокуратура ведет расследование, и за эти два с половиной года я не получила ответа ни на один из вопросов. Следствие не делает попытки устранить противоречия, которые есть в материалах дела". "Отсутствие беспристрастной правовой оценки" действий спецслужб, организации и проведения спецоперации, по мнению истицы, "возможно, и привело к еще более страшной трагедии в Беслане". Следующее заседание по делу назначено на 27 апреля. Ъ продолжит следить за процессом.
Марина Лепина
Опубликовано 26 апреля 2005 года