Требования, заявленные правительством в обмен на восстановление абхазской железной дороги, касаются в основном возвращения беженцев и проблемы их безопасности. Власти почему-то молчат о важных деталях: будет ли восстановленная железная дорога включена в железнодорожную систему Грузии, где будут переоформляться транзитные грузы - на Псоу или на Ингури, кто обеспечит безопасность железнодорожных грузов.
Судя по заявлению российского министра транспорта Игоря Левитина, все юридические вопросы восстановления абхазского участка железной дороги уже уточнены, осталось только урегулировать технические вопросы. Председатель совета министров Абхазии Иракий Аласания не подтверждает эту информацию.
В беседе с "Резонанси" он отметил, что вопрос восстановления абхазской железной дороги все еще находится в стадии переговоров. "Эксперты уже сформировали свои мнения по вопросу восстановления абхазской железной дороги, но это вовсе не значит, что принято окончательное решение", - говорит Иркалий Аласания.
По словам эксперта-экономиста Гии Хухашвили, в связи с восстановлением железной дороги нужно учесть множество важных нюансов.
"Естественно, когда речь идет о восстановлении железной дороги, должны быть детально рассмотрены все вопросы - правовые, экономические и технические. Кто будет все это финансировать? Одним из важнейших мне представляется вопрос о том, будет ли включена восстановленная дорога в систему железных дорог Грузии или в систему МПС России. Необходимо решить и важнейшие вопросы, связанные с таможней - где будут оформляться транзитные грузы. Фактически это вопрос о том, где будет зафиксирована граница между Грузией и Россией. Если русские согласятся делать все в едином пространстве Грузии, это будет шаг вперед.
Пока, насколько мне известно, над этим никто не работает. До тех пор, пока не будут согласованы все технические детали, я думаю, говорить о каких-либо решениях еще рано. Восстановление железной дороги очень важно для России и Армении, в определенной степени важно и для властей Абхазии", - говорит Гия Хухашвили.
Раз, по словам экспертов, восстановление железной дороги особенно важно для России и Армении - Грузия, соответственно, должна воспользоваться этим рычагом для говорили еще в 1995 году, во время визита в Грузию премьер-министра России Виктора Черномырдина; этот же вопрос, естественно, лоббировало и правительство Армении. Тогда финансирование реабилитационных работ брали на себя русские. Правда, потом разговоры вдруг подозрительно прекратились.
"Насколько я известно, в 1995 году (правда, самого этого документа я не видел), во время пребывания Виктора Черномырдина в Грузии зашла речь о создании комиссии по восстановлению дороги. Россия тогда выступила с инициативой помочь с реабилитацией дороги. Условием восстановления дороги и тогда тоже должно было стать возвращение беженцев, но что решили - мне неизвестно", - говорит бывший государственный министр Важа Лорткипанидзе.
Тема абхазской железной дороги активно обсуждалась во время недавнего визита в Тбилиси председателя парламента Армении Арама Хачатряна. Хачатрян еще раз передал правительству Грузии многолетнюю просьбу всей Армении о восстановлении абхазской железной дороги. По словам Хачатряна, из-за железнодорожной блокады бюджет Армении ежегодно теряет 500 миллионов долларов. Между прочим, отсутствие абхазской железной дороги армяне особенно ощущают сейчас. Как известно, азербайджанская сторона заявила категорический протест против ввоза грузов в Армению через территорию Азербайджана. Таким образом, Армения попала в серьезную блокаду. Правда, у них есть возможность перевозить грузы из потийского и батумского портов, но это - дорогое удовольствие.
"Восстановление железной дороги очень важно для России и Армении. Конечно, оно и Грузии пойдет на пользу, но на данном этапе особого интереса для нашей страны не представляет. Это рычаг, который надо обязательно использовать для того, чтобы сдвинуть с места некоторые политические процессы.
Как известно, товарооборот между Арменией и Россией практически равен нулю. В последнее время со стороны Азербайджана поступило жесткое предупреждение - не перевозить по его территории грузы в сторону Армении. Ясно, что Армении открытие этой дороги необходимо, как воздух. Поэтому грузинское руководство должно проявить принципиальность при решении некоторых политических вопросов", - говорит Гия Хухашвили.
По словам депутата Верховного совета Абхазии [в изгнании. - Ред.] Мурмана Кварацхелиа, хотя открытие железной дороги будет экономически выгодно для Грузии, для нас важнее политический аспект этого дела, ибо не исключено, что Россия в процессе переговоров использует малейший неучтенный нюанс для политического давления.
"Вопрос восстановления абхазской железной дороги имеет два аспекта: политический и экономический. С политической точки зрения нам это абсолютно невыгодно. В политике всегда идет торг, всегда что-то на что-то обменивают. Этот вопрос лоббируют армяне, так как они больше всех заинтересованы в восстановлении дороги. Транспортные перевозки со стороны Азербайджана для Армении фактически запрещены. Так что, если вопрос восстановления дороги решится положительно, это будет важное событие для России и Армении. Я уверен, Россия нам ничего за это не уступит, только укрепит свои позиции в Армении.
Что касается экономической стороны, то Грузии это выгодно, ведь Россия для нас - неисчерпаемый рынок. С тех пор, как закрылась железная дорога, товарооборот между Грузией и Россией сократился в 380 раз. Так что в случае восстановления железной дороги мы будем торговать с Россией с помощью самого дешевого транспортного средства. Но это вовсе не значит, что экономическая сторона должна перевесить политическую. Нам нужно сперва победить политику России", - говорит Мурман Кварацхелиа.
И наконец, по словам специалистов, грузинские власти считают эти переговоры своевременными, но чреватыми опасностями, ибо не исключено, что в процессе переговоров Россия может использовать любой незначительный нюанс для реализации своих имперских стремлений.
По словам Гии Хухашвили, если вопрос о восстановлении дороги будет решен положительно, она еще долго не будет задействована, так как придется восстанавливать мосты; кроме того, некоторые участки дороги проходят через минные поля, а карт этих полей в природе не существует.
Мака Харазишвили
Опубликовано 19 апреля 2005 года