12:54 / 24.05.2005Чеченский антитеррорист

На пресс-конференции для местных журналистов, прошедшей в Чечне в середине мая, первый вице-премьер республики Рамзан Кадыров уже не в первый раз за последние несколько месяцев заметил, что в Дагестане давно пора навести порядок.

Впрочем, о том, что "наведением порядка" в соседней республике уже занимаются и активное участие в этом процессе принимают именно чеченцы, информация стала просачиваться еще с начала этого года. Причем, в основном из новостей о несогласованных действиях чеченских и дагестанских силовиков, из-за которых в итоге гибли и военные, и гражданские люди.

Здесь и задержание на границе сестры Рамзана - Зулай, и неудавшийся захват в Хасавюрте предполагаемого амира (ему помогли уйти местные жители, принявшие чеченских милиционеров за бандитов).

Сколько же подобных, но уже согласованных (и в силу этого прошедших незаметно для прессы) операций провели силовики в Дагестане за это время, неизвестно. Но, наверное, все же больше.

И тогда возникает вопрос, почему Кремль "смотрит сквозь пальцы" на такую "самодеятельность". Возможно потому, что на самом деле Рамзан Кадыров и его люди занимаются наведением "конституционного порядка" не только по "велению сердца", но и в силу непосредственного исполнения служебных обязанностей.

Еще в мае 2004 года, сразу после создания специального полка МВД Чечни имени Ахмата Кадырова, Рамзан Кадыров предположил, что это новое соединение будет наделено особыми полномочиями, чтобы бороться с террористами всюду на территории Северного Кавказа и России. Его предложение было воспринято Кремлем без особого восторга. Но уже в августе Рамзан Кадыров выступил с новой инициативой, предложив руководству Южной Осетии военную поддержку в борьбе с Грузией.

А в октябре 2004 года он был назначен советником полпреда президента России в Южном федеральном округе Дмитрия Козака. Согласно назначению Кадыров должен осуществлять взаимодействие полпреда с силовыми структурами округа.

Размытость обязанностей Кадырова на его новой должности позволяет предполагать, что, по всей видимости, ему пошли навстречу. Пока негласно, а в ближайшей перспективе возможно и официально. Уже сейчас говорят, что на базе бывшей службы безопасности президента ЧР организован антитеррористический центр. Вполне возможно, что его полномочия в итоге выйдут за пределы Чечни.

Получается, что как некогда казаки были оплотом российской государственности на юге, то теперь таким заслоном - на пути "международного терроризма" - станут чеченцы.

Впрочем, скорее всего, высокое доверие здесь не причем. Просто "антитеррористов" будут использовать как профессиональную карательную группу, наученную убивать и запугивать.

Дополнительно

Один из "эпизодов" по "наведению порядка" в Дагестане привел к гибели 6-летней девочки.

14-го марта в результате проведения спецоперации в селе Солнечное Хасавюртовского района Республики Дагестан, населенного чеченцами-аккинцами, были убиты двое мужчин и шестилетняя Сумая Абдурашидова, дочка имама местной мечети, в дом которого все это происходило. Сам он был арестован.

Накануне этой трагедии имам (29-летний Руслан Абдурашидов) вернулся домой в половине двенадцатого ночи. В тот день погиб в автокатастрофе его одноклассник, сын редактора  газеты "Нийсо" Асланбек Аблиев. Руслан готовил его к погребению, которое должно было состояться на следующий день. Придя домой, он обнаружил двоих гостей. Они пришли в  девятом часу вечера, но узнав, что Руслана нет дома, остались ждать во дворе. По словам Зулпы раньше она их никогда не видела. Когда стало совсем поздно, гости вошли в прихожую. Зулпа, уложив детей (восьмилетнего Бислана, Сумаю и Ильяса, двух с половиной лет) в детской, сама прилегла в спальне.  Когда вернулся муж, было слишком поздно, и она не спросила его о гостях.

В шестом часу утра она проснулась от того, что под окном кто-то переговаривался  по рации: "мы на месте. Если есть возможность, заходите".

Тут же раздалась оглушительная стрельба. Потом в дом ворвались вооруженные люди и продолжили стрельбу из автоматов. Руслана вытащили во двор, Зулпа умоляла пустить ее к детям, но никто не слушал. В дверях детской показались  Бислан и Ильяс. На минуту автоматы смолкли. Зулпа спросила про Сумаю, Бислан ответил, что у нее течет кровь. Молодая женщина схватила детей и выскочила во двор. Она стала умолять позволить ей вынести девочку, ее по-прежнему никто не слушал. Наконец стрельба прекратилась, во двор вынесли трупы ночных гостей, у Зулпы стали спрашивать, кто еще в доме стреляет. Она ответила, что там, кроме мужа и тех двоих, никого не было, а его они уж забрали. Только после этого участники спецоперации (по словам Зулпы, они были чеченцами) разрешили ей забрать труп дочери. Однако когда она двинулась к дому, на нее закричали по-русски: "Ложись! Руки за голову!"

Как в тумане она увидела выходящего из их дома соседа с окровавленной девочкой на руках. В ее голове возле шеи зияло огромное отверстие, как потом заметили, по размерам совпадающее с дырой, пробитой в стене дома рядом с ее кроваткой.

После этого военные забрали все документы, включая метрические данные детей, а дом взорвали.

В справке о смерти, выданной местным врачом матери Сумаи, говорилось, что причиной смерти стала сердечно-сосудистая недостаточность, и только потом черепно-мозговая травма.

20-го апреля в том же Солнечном был похищен 17-летний Аюб Мударов. В тот день в седьмом часу утра, по словам матери Аюба, Тумиши, она послала сына к соседям Исхабовым по какой-то хозяйственной нужде. Выполнив ее поручение, мальчик хотел вернуться, когда ко двору подъехали несколько легковых машин с чеченскими номерами, и вышедшие из них люди с автоматами  ворвались во двор. Услышав шум, Тумиша побежала к соседям и увидела, что сына ее насильно сажают в машину. Увидев мать, он стал просить, чтоб она не отдавала его. Женщина бросилась к похитителям, но они дали несколько автоматных очередей в воздух и ответили ей  оскорблениями на чеченском языке.  Искали они братьев Исхабовых, но тех в тот день дома не было.

После этого машины отправились на соседнюю улицу к дому Гайрбековых. Услышав стрельбу, двое братьев убежали, дома остался только престарелый отец.  По дому, не предъявив никаких требований, не дав возможности выйти,  открыли беспорядочную стрельбу из автоматов. Стреляли до тех пор, пока один из стрелявших не был ранен срикошетившей пулей.  Обстреляв, и убедившись, что им никто не отвечает, вошли в дом и забрали все найденные там документы, в том числе паспорта членов семьи. На увещевания жителей села силовики отвечали грубой бранью.  Главу администрации села Мурада Байханова и участкового милиционера не поставили в известность о проведении спецоперации и к месту событий не пропустили. Однако "визитеры" беспрепятственно проехали через пост ГИБДД, на котором останавливают практически все машины с чеченскими номерами.

Кроме Мударова в тот день с его улицы забрали двадцативосьмилетнего Артура Тимаева. Через три часа он вернулся домой. Его содержали в ОРБ при РОВД в Хасавюрте.

Судьба же Аюба выяснилась через несколько дней. Родственникам удалось найти его в селе Центорой.

В сборе материала принимали участие Аюб Титиев, руководитель организации "Материнский очаг" Райзат Чермаева, сотрудник газеты "Нийсо" Абубакар Асхабов.

Тимур Алиев, Наталья Эстемирова

Опубликовано 24 мая 2005 года

Автор: