Парламент Армении вчера обсудил законодательную инициативу вице-спикера Тиграна Торосяна о внесении изменений и дополнений в закон "О порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций".
В тексте представленного законопроекта чаще всего встречалось выражение "прекратить действие статей". Итак, прекращено действие тех статей закона, которые касаются проведения мероприятий на территориях общего пользования. Предлагается отменить статью, согласно которой в оповещении о проведении публичного мероприятия следует указывать примерное число его участников, имена и фамилии организаторов мероприятия, копии их паспортов, представлять письменное согласие, копии свидетельства государственной регистрации юридического лица и другие документы. Это означает существенное упрощение порядка представления оповещения. Действующий закон предусматривает возможность запрещения шествия, если оно может парализовать транспортное движение в данном населенном пункте или на дороге межгосударственного значения. В новом законопроекте приводится другое обоснование: "если продолжительность шествия, которое проводится в данном населенном пункте, либо на дороге межгосударственного значения, может привести к неразумному ограничению прав и свобод других лиц".
В соответствии с инициативой Тиграна Торосяна запрещается проведение массовых мероприятий на мостах, в туннелях, вблизи аварийных зданий и на стройплощадках, а также на расстоянии менее 150-ти метров от воинских частей, объектов оборонного назначения, уголовно-исполнительных учреждений. Однако наиболее важным является, пожалуй, пункт о том, что митинги "запрещается проводить на таком расстоянии от определенных правительством в качестве имеющих особое, важное государственное значение объектов, которое полиция сочтет необходимым по соображениям безопасности". Представляя вчера свой законопроект, заместитель председателя Национального Собрания сослался на Европейскую конвенцию о правах человека и Конституцию Армении, согласно которым ограничить это право можно только законом. И поскольку правительство не может установить дополнительные ограничения, то Т.Торосян предложил семь объектов, которых касается вышеизложенное положение закона, указать непосредственно в законе. Это, в первую очередь, резиденция президента, затем атомная станция, Центральный банк, Общественная телекомпания, Общественно радио, подземные склады газа, наконец наземная спутниковая станция "Орбита-2". Примечательно, что некоторые депутаты подвергли критике наличие в этом списке резиденции президента. Манук Гаспарян, в частности, отметил, что резиденция имеет секретные выходы и альтернативные подъезды, "так что никакая акция, если она будет проходить по ту сторону решетки, не сможет помешать работе главы государства". "Народ имеет право обращаться к избранному на всенародных выборах президенту по любому вопросу. Поэтому мы должны снять этот запрет",- заявил депутат.
Другая иницитива Тиграна Торосяна касалась изменений в положение о публичных мероприятиях Уголовного кодекса РА, которые были внесены в декабре прошлого года. Изменения предусматривали штраф или арест за организацию, проведение "незаконного или иного публичного мероприятия", а также за призывы к неподчинению требованиям решения об их прекращении. Теперь предлагается следующая формулировка: "публичное мероприятие с нарушением требований закона". Данная инициатива предусматривает также прекращение действия ст.258.1 Уголовного кодекса - "Организация и активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок". Вчера вице-спикер сообщил, что по этой инициативе эксперты Венецианской комиссии высказали всего 5-6 замечаний, которые, за исключением одного, являются следствием перевода. Единственная оговорка экспертов касается спонтанных, самопроизвольных массовых мероприятий, регулирование которых данным законом не предусмотрено.
Анна Исраелян
Опубликовано 19 мая 2005 года