Малика Сулейманова, Назрань (IWPR № 285, 12 мая, 2005)
Оппозиция в северокавказской республике Ингушетии впервые призвала публично к отставке президента Мурата Зязикова. Однако, ей еще предстоит добиться народной поддержки своих требований.
30 апреля представители некоторых политических партий, выступающих против Зязикова, попытались провести в центре главного города Ингушетии Назрани акцию протеста. Инициатором мероприятия стал депутат местного парламента Муса Оздоев, руководитель регионального отделения "Народной партии России".
Однако, Оздоеву удалось собрать не более 50 человек у Площади Свободы в Назрани. Митингующим не позволили провести акцию, а ее организаторы, в том числе и Муса Оздоев были задержаны за "организацию беспорядков" и заключены в изолятор временного содержания при МВД Ингушетии.
Спустя несколько дней, после освобождения из-под стражи, Оздоев заявил о намерении продолжать борьбу против правительства и добавил: "Теперь мы знаем, на что способна власть".
В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он сообщил, что, будучи задержанным, стал свидетелем применения пыток к заключенным, утверждая, что у заключенного в соседней камере были перебиты коленные чашечки.
Министерство внутренних дел Ингушетии опровергло утверждения Оздоева. В заявлении, сделанном 6 мая, представители министерства утверждали, что не применяли к задержанным "незаконных методов". Они, однако, заявили также, что милиция "оставляет за собой право законными методами реагировать" на выступления протестующих.
После избрания Зязикова президентом в 2002 году при поддержке кремля, эта маленькая демонстрация была первым открытым проявлением недовольства президентом Ингушетии, бывшим генералом ФСБ.
Большинство сторонников бывшего лидера Ингушетии Руслана Аушева, который в меньшей степени зависел от Москвы, покинули республику после избрания Зязикова.
Первая акция протеста была проведена в марте этого года, когда оппозиционные силы потребовали возврата Пригородного района, некогда принадлежавшего Ингушетии, но оказавшегося в составе соседней Северной Осетии после сталинской депортации ингушей в 1944 году.
41-летний бизнесмен Оздоев, работавший прежде советником Зязикова и ушедший в оппозицию после выборов в парламент России в 2003 году, критикует Зязикова за его мягкую позицию по проблеме Пригородного района. Он также обвиняет администрацию президента в нарушении прав человека и незнании вопросов экономики.
Оздоев пользуется определенной поддержкой из Москвы: его открыто поддерживает Геннадий Гудков, депутат парламента России и лидер Народной партии. Однако, бизнесмен, по-видимому, не пользуется особой поддержкой в своей республике.
Несмотря на снижение рейтинга Зязикова в результате известных событий прошлого года: его "исчезновение" во время террористического акта в Беслане в сентябре, а также нападение воинствующих повстанцев на Назрань, убивших 90 человек, рядовые граждане все-таки поддерживают президента, что в основном связано с улучшением экономического положения в Ингушетии после его избрания. Что же касается Оздоева, народ о нем почти ничего не знает.
"Возможно, требования Оздоева и справедливы, но малоубедительны", - говорит 33-летний житель Назрани Магомед Албогачиев.
"На меня лично он производит впечатление человека, который делает себе имя. Отсутствие какой-либо последовательности в его действиях и требованиях позволяет думать о том, что главная цель этого человека - дискредитация существующей власти, чтобы перед предстоящими в 2006 году выборами Президента Ингушетии лишить Мурата Зязикова поддержки".
Президент извлек выгоду в основном из экономических ресурсов, направляемых за последние три года Москвой в Ингушетию, одну из самых бедных регионов России. В результате, были выплачены компенсации пострадавшим во время наводнения в 2002 году, а для сил безопасности и бедных были выделены дополнительные средства.
"В прошлом месяце из фонда Зязикова мне выделили 10 тысяч рублей, как малоимущей", -говорит 45-летняя мать восьмерых детей Радимхан Евлоева.
В настоящее время, основной проблемой властей является повышение уровня насилия и активности исламистских боевиков в Ингушетии. Многие из боевиков были или убиты или арестованы. Этим, по-видимому, и объясняется нежелание оставшихся сторонников боевиков появляться на митинге Оздоева.
Однако, по мнению местного аналитика и правозащитника из центра "Мемориал" Тамерлана Акиева, жесткое подавление властями нового оппозиционного движения было большой ошибкой.
"Не следует забывать, что региональное отделение Народной партии - реальное политическое движение со своим электоратом, который отдал за него определенный процент голосов на недавних парламентских выборах в Ингушетии", - говорит Акиев.
"И здесь очевидно, что любая попытка властей ущемить права депутата будет восприниматься его избирателями как личное оскорбление".
"Нынешняя оппозиция в лице Оздоева не пользуется особой поддержкой населения и не опасна для властей, но если они с ним и дальше так будут поступать, то вполне возможно, что противники Зязикова завоюют определенные симпатии у простого народа".
"В таких случаях обычно срабатывает принцип обиженного: "бьют, значит, говорит правду", -полагает правозащитник.
29-летний житель города Малгобек Алихан Мархиев опасается, что это политическое противостояние может сыграть на руку радикальной вооруженной оппозиции.
"В этой ситуации принижать роль оппозиции и игнорировать ее требования, мне кажется, очень рискованно", - говорит он.
Малика Сулейманова, корреспондент службы новостей "Кавказский узел"
Опубликовано 12 мая 2005 года