16:40 / 29.04.2005К вопросу об убийстве Эльмара Гусейнова

В последние два месяца средства массовой информации, правительственные и неправительственные организации, как в республике, так и за рубежом, уделяют много внимания убийству журналиста Э.Гусейнова. Проводится анализ события, выдвигаются различные версии, прямо или косвенно обвиняются в убийстве различные лица или органы.

Я, как старый работник правоохранительных органов, имею на этот счет свое мнение. Причем об этом убийстве я знаю лишь из средств массовой информации и по сведениям, которые сочло нужным обнародовать следствие. Тяжелая болезнь, приковавшая меня к постели, не позволяет мне использовать другие источники.

Итак, самое главное при расследовании - это найти мотивы его совершения.

Рассмотрим все силы, которые могут быть причастны к его совершению. Я сразу отвергаю причастность к убийству властных структур, так как именно у них не было мотивов. Э.Гусейнов не представлял никакой опасности, так как его читателями являлась так называемая русскоязычная аудитория, то есть в основном интеллигенция. От этой же части населения не только революций, но даже актов гражданского неповиновения ожидать не приходится.

С другой стороны, властным структурам известно, что иностранные спецслужбы, работающие в Азербайджане под дипломатической или иной "крышей", прекрасно осведомлены как о творящемся в республике, так и о лицах, это творящих. Поэтому публикации Э.Гусейнова не являли собою по сути ничего нового или интересного и не могли нанести вред и без того "подмоченному" имиджу власти. К тому же сами публикации больше основывались на слухах, чем на серьезные журналистские расследования, подкрепленные документально.

Кроме того, хотелось бы отметить, что подобные критического содержания публикации регулярно выходят на страницах оппозиционной, так называемой азербайджаноязычной прессы, аудитория которой объективно неизмеримо больше, нежели количество читателей статей, публикуемых на русском языке. Посему убийство Э.Гусейнова не могло принести никаких политических дивидендов власти, а наоборот, поставило ее в невыгодное положение.

Возьмем другую сторону. Различным противникам власти также невыгодно это убийство. Как бы цинично это ни прозвучало, но оно не приносило им никакой пользы. Это преступление произошло тогда, когда в республике царит относительное спокойствие, нет ожесточенной политической борьбы и убийство Э.Гусейнова не могло послужить катализатором развития и обострения соответствующих процессов. Кроме того, Э.Гусейнов был журналистом, который не имел под собой социальной базы, и его убийство не могло всколыхнуть широкие массы и дестабилизировать обстановку, чему, собственно говоря, мы и явились свидетелями.

Теперь возьмем способ совершения убийства. Хотя в некоторых СМИ пишут о том, что исполнители убийства хотели выдать себя за якобы дилетантов, мне же кажется, что они действительно были дилетантами. Первое - это оружие преступления. Такое впечатление, что использовали именно то, что было под рукой. Ни один "уважающий себя" наемный убийца не будет использовать ПСМ, а подберет более надежное оружие. Кроме того, стреляли в Э.Гусейнова с близкого расстояния и, как пишут, из семи пуль в него попало лишь четыре. Не был сделан контрольный выстрел и жертве даже удалось дойти до своей квартиры. Ни один "профессиональный" киллер этого не допустил бы.

Рассмотрим также время и место совершения убийства. Зачем нужно было рисковать и совершать убийство в густо населенном месте и в сравнительно светлое время суток? Хотя, как писали в газетах, Э.Гусейнов возвращался поздно ночью и убийство можно было совершить без лишних возможных свидетелей.

Теперь я предложу вашему вниманию свои версии случившегося, которые, естественно, не могут быть подтверждены документально и являются лишь плодами моих размышлений, анализа и, если угодно, так называемой "оперативной интуиции".

Версия первая.

Э.Гусейнов в своих публикациях писал жестко, а иногда и оскорбительно не только о руководителях республики, олигархах и о всех тех, кто известен широким слоям населения, но и обо всем азербайджанском народе, практически в каждом номере обвиняя свой народ в трусости и безнравственности. Поэтому я не исключаю того, что в республике есть силы, которые восприняли подобную его деятельность как оскорбление и предательство интересов народа, что в конечном счете могло послужить интересам армян. Такие силы, как вы знаете, в республике есть (вспомним хотя бы судебные процессы над азербайджанцами, которые воевали в Чечне на стороне моджахедов, над группой азербайджанцев, которые организовали вооруженное формирование для партизанской войны с армянами, и другие факты). Нельзя исключать и наиболее радикальное крыло антизападных сил, которые видели в Э.Гусейнове явного защитника интересов Запада. Как мне кажется, во всех случаях исполнителями были люди, которые не читали "Монитор", но лишь слепо выполняли приказ соответствующего "руководства". Кстати, примерно то же самое произошло и на похоронах Э.Гусейнова, когда по приказу своих "партийных боссов" на церемонию прощания с погибшим журналистом пришли люди, явно не владеющие русским языком в степени, достаточной для чтения русскоязычной прессы, в частности журнала "Монитор", то есть, по большому счету, не имевшие особого представления о личности погибшего, которым Э.Гусейнов просто был представлен как "враг правящего режима".

Ясно одно, что если версия верна, то мы имеем убийство не в политических целях, а по идейным соображениям.

Версия вторая.

Нельзя сбрасывать со счетов и версию совершения убийства по неким, так называемым, личным мотивам или на бытовой основе. Людям, увы, свойственно идеализировать погибших, забывая при этом о том, что они такие же люди, как и все. Я бы обратил больше внимания на его окружение. Не хочу бросать тень на кого-либо, но для интересов следствия нужно много работать именно с этими контингентом, так как именно они могут обладать информацией, которая, по их мнению, ничего не значит, а следствию сможет оказать неоценимую помощь. Мне кажется, что следствие затруднено в своих действиях из-за ажиотажа, который поднялся вокруг этого дела, того большого внимания, которое ему уделяется. Я был просто поражен, когда наблюдал по телевизору, как вокруг тела погибшего собралась масса людей, включая иностранцев, политиков, представителей СМИ. Хотя хорошо известно, что к месту происшествия нельзя допускать никого, кроме тех, кому это положено по долгу службы. Такое "попустительство" ведет к утере следов, мешает работе оперативных служб по сбору информации по горячим следам. Если я не ошибаюсь, то, судя по информации из прессы, близкие Э.Гусейнова, который скончался буквально у них на руках, сообщили об этом в первую очередь его друзьям, а те в свою очередь иностранным представителям.

Правоохранительные же органы были осведомлены в последнюю очередь. Я понимаю, что нынешний уровень работы полиции и прокуратуры, конечно же, вызывает у населения неверие в то, что они могут что-нибудь сделать, но, с другой стороны, что могли бы сделать дипломаты, представители оппозиции и пр. Вполне может быть, что люди, стоящие за этим преступлением, рассчитывали именно на подобное развитие событий, которое в конечном счете привело к неразберихе и ненужному ажиотажу, что помешало полноценным первичным оперативным действиям.

Теперь же перейдем к самому главному - к мотиву преступления. Конечно же, я не исключаю бытовых мотивов (денежные расчеты, оскорбленное чувство какого-то лица, женский след и так далее). Кроме того, в последние годы Э.Гусейнов пользовался уважением среди иностранцев, что могло привести к трениям при распределении грантов и участии в различных международных проектах, связанных как с его профессиональной деятельностью, так и с экономическими интересами. Помимо этого нельзя сбрасывать со счетов и элементарную зависть.

Далее. Я хотел бы обратить ваше внимание на время совершения преступления. Оно говорит о том, что убийца торопился и боялся чего-то, ставшего известным Э.Гусейнову и могущего стать достоянием гласности. Причем, я уже писал вначале, что это не могла быть информация, которая бы нанесла вред власти по причинам, указанным выше. Отсюда мы можем прийти к заключению, что вполне вероятно, что это могло касаться кого-то из его окружения.

И, наконец, мне кажется, что объявление вознаграждения за информацию и помощь в поимке убийц Э.Гусейнова могло бы помочь следствию. Как показывает опыт, объявление вознаграждения является эффективным средством при поимке преступников.

Таково вкратце мое видение произошедшего и по сей день происходящего.

Бахтияр Алиев, полковник полиции в отставке, ветеран карабахской войны, бывший начальник Главного управления внутренних дел города Баку, бывший заместитель министра внутренних дел Азербайджанской Республики, бывший начальник военной контрразведки Министерства обороны Азербайджанской Республики

Опубликовано 29 апреля 2005 года

Автор: