- С каким настроением и мыслями Вы оставили пост Президента Республики Абхазия?
- С одной стороны, я сбросил огромный груз ответственности, который приходилось нести на протяжении последних четырнадцати лет. Я удовлетворен, что нам удалось выйти из сложнейшего кризиса. Это произошло, к сожалению, не без жертв, погибла выдающаяся дочь Абхазии Т. П. Шакрыл, но они могли быть еще большими - нам удалось избежать этой новой национальной трагедии.
За прошедшие годы мы вместе перенесли много испытаний, но они не были напрасными, мы многого добились, заложили достаточно надежные основы независимой государственности. С учетом имевшихся у нас возможностей, многое было сделано для развития экономики и социальной сферы. Успехи могли бы быть еще большими, если бы нам постоянно не совали палки в колеса.
Достаточно сказать, что только в прошлом году мною было выделено 2 млн. рублей на начало работ по благоустройству парка принца Ольденбургскрго в Гагре, более 1,5 млн. рублей на восстановление насосной и каналов в Пицунде, находящейся, как известно, ниже уровня моря, 200 тыс. рублей на ремонт родильного отделения в Гагрской больнице, более 6 млн. рублей на проведение весенне-полевых работ, 2,5 млн. рублей на ремонт СИЗО, около 150 тыс. долларов США на создание предприятия "Абхазберегозащита" и еще 14 тыс. долларов США на приобретение дополнительной техники для этой организации, 2, 5 млн. рублей на приобретение спецодежды для пожарной охраны (необходимо еще 2,5 млн. рублей для закупки противогазов), для всей Абхазии были приобретены хлораторы и хлор, для Сухума было приобретено 15 насосов, 2,5 млн. рублей выделено на очистку рек в Сухуме, 14,5 млн. рублей было выделено на закупку 7 новых троллейбусов, более 600 тыс. долларов США было израсходовано на изготовление первых паспортов гражданина Республики Абхазия (в их создании важную роль сыграли Б. Джопуа.А. Бжания, А. Аргун, Г. Квициния, А, Керопян, И. Авидзба, работавшие под моим началом), для всех райотделов милиции были приобретены автомобили "УАЗ", 5 "УАЗов" было куплено для Министерства обороны. Кроме того, после известных событий в наших территориальных водах было выделено более 6 млн. рублей на закупку новых радаров, а также направлены дополнительные средства на закупку военных судов. Этот перечень можно было бы продолжить. Хочу особо подчеркнуть, что все это было сделано не за счет средств республиканского бюджета. Следует отметить, что из приватизационного фонда в прошлом году было направлено более 15 млн., рублей на льготное кредитование малого бизнеса. Сама идея использования этого фонда заключалась в том, чтобы заставить средства, полученные от приватизации, работать на развитие частной инициативы, увеличение рабочих мест и формирование класса предпринимателей. Все материалы по развитию этой сферы были переданы новому руководству, и я надеюсь, что оно внимательно отнесется к ним и продолжит реализацию этой программы.
Вместе с тем, я испытываю большое беспокойство за то, что, к сожалению, разрушается все, за что мы боролись долгие трудные годы. Сейчас за 5 минут можно проиграть все, что мы создавали, особенно в сфере внешней политики. Абхазия с ее людскими и материальными ресурсами могла давно исчезнуть в тектонических процессах развала великого государства - Советского Союза. В этот сложнейший период мы сумели выстоять и защитить права и интересы нашего народа. Нам в наследство осталось очень много проблем, которые еще не получили разрешения. Поэтому необходимо проводить очень взвешенную и гибкую политику для того, чтобы Абхазия сохранилась.
В последнее время я узнал истинную сущность многих людей, которые откровенно предали меня, но я историк и подобных примеров знаю много. Я был удивлен, что ни большинство представителей власти, ни наши "доморощенные демократы" никак не протестовали против захвата телевышки, телевидения, государственных зданий, погромов и грабежей, учиненных в правительственных учреждениях, в том числе и в кабинете Президента страны. Более того, в захвате госучреждений участвовали сотрудники правоохранительных структур. В ходе этих событий были похищены десятки стволов огнестрельного оружия, компьютеры, телевизоры, украдены принадлежавшие лично мне иконы, аппарат спутниковой связи. Несмотря на обещания, все это пока не возвращено. Вместе с тем я благодарен судьбе, что в трудной ситуации меня поддержали даже те люди, на которых я, признаться, не рассчитывал.
- Ходят слухи о том, что начнется процесс пересмотра результатов приватизации, как Вы к этому относитесь?
- В Абхазии процесс приватизации крупных объектов республиканского значения, на продажу которых требуется согласие Кабинета Министров и Парламента, по существу не начинался (кстати, их количество не исчисляется тысячами, как в некоторых странах). Таких объектов было продано всего два и оба с согласия Народного Собрания. На деньги, полученные от продажи первого объекта, была приобретена пшеница, благодаря чему государство не только вернет вложенные деньги, но и получит дополнительную прибыль. Другой объект вообще не достроен. Если кто-либо полагает, что в Абхазии существуют условия, в которых можно было бесконтрольно все приватизировать, то это ошибка.
- Президент Саакашвили и другие представители руководства Грузии в последнее время неоднократно выступали с открытыми угрозами силового разрешения проблем взаимоотношений с Абхазией, имеют ли эти угрозы реальную почву?
- Я бы хотел напомнить, что при вступлении в различные международные организации и европейские структуры Грузия брала на себя обязательства о мирном разрешении проблем взаимоотношений с Абхазией. Кроме того, эти заявления никак не вяжутся с тем обстоятельством, что Саакашвили выдвинули в качестве кандидата на получение Нобелевской премии мира.
Вместе с тем, к угрозам, безусловно, следует относиться со всей серьезностью. У Грузии гораздо больший военный потенциал, который постоянно повышается и совершенствуется. У нас никогда не было сопоставимых возможностей с нашим противником. Однако на протяжении последних лет мы неоднократно доказывали свою способность эффективно распоряжаться имеющимися средствами для того, чтобы обороноспособность страны постоянно соответствовала уровню военных угроз, с которыми может столкнуться Абхазия. У нас достаточно вооружений, техники и боеприпасов, поэтому в первую очередь необходимо сохранить темпы реформ, проводимых в армии.
- Что Вы думаете по поводу обстрела автомобиля Премьер-министра Абхазии А. 3. Анкваба?
- Я не следователь и не собираюсь выдвигать какие-либо версии. Хотел бы лишь обратить внимание, что прежде чем делать заключения, какие, в частности сделал Хаиндрава, необходимо знать обстоятельства дела.
Вместе с тем, вряд ли это событие стоит использовать в качестве предлога для проведения репрессий и изъятия оружия, а такие призывы уже раздаются.
У нас есть Положение об обороте оружия, необходимо принять соответствующий закон, закрепляющий право хранения зарегистрированного оружия и передачи его по наследству, т.к. это вопрос нашей безопасности. Вызывает удивление тот факт (может, это с подачи телевидения?) озвучивается преимущественно одна версия. Это напоминает процесс 1937 года. "О контрреволюционной, диверсионной, вредительской, шпионской, террористической, повстанческой организации" над соратниками Н. Лакоба.
В частности, тогда собрание Госкинпрома Грузии направило телеграмму, в которой говорится, что эта организация "присоединяет свой голос возмущения к мощному раскату гнева Советского народа, требует стереть с земли предателей абхазского народа, шпионов, диверсантов, вредителей, убийц из шайки Лакоба". Таких моментов и обращений в то страшное время было великое множество. И нам нужно помнить об этом, тем более, что все мы знаем, какую трагедию пережил наш народ в тот период.
- Какие проблемы в большей степени волнуют Вас в настоящее время?
- Как я уже говорил, сейчас стали проявляться некоторые тенденции и даже факты, которые заставляют переживать за будущее страны. Все помнят обещания о том, что ради блага Абхазии будут использованы профессионалы вне зависимости от политических пристрастий. В действительности мы наблюдаем совершенно иное, тех или иных людей преследуют, снимают с работы только потому, что они не были чьими-то сторонниками.
Я многое сделал для достижения Соглашения 6 декабря 2004 г., его главный смысл заключался в том, чтобы объединить людей. Об этом не следует забывать. К сожалению, некоторые шаги нового руководства наталкивают на мысль о том, что заверения о необходимости преодоления противоречий и раскола в обществе, выявившихся в ходе выборов, носят декларативный характер. В действительности, из органов государственной власти и управления изгоняются инакомыслящие, формировании нового правительства в полной мере проявилось также грубое нарушение Соглашения от 6 декабря и Конституционного Закона "О поручениях и полномочиях Вице-президента". На мой взгляд, эти шаги создают условия для внутренней напряженности и мешают разрешению проблем, стоящих перед государством.
Новые власти должны быть заинтересованы в повышении эффективности системы управления, привлечении высококвалифицированных кадров, в укреплении внутренней стабильности, в преодолении раскола в обществе. Это важнейшая гарантия сохранения наших завоеваний, да и сохранения новых лидеров у власти.
Я надеюсь, что новое руководство не на словах, а на деле будет продолжать курс на укрепление независимости Абхазии, защиту коренных интересов нашего народа и установление тесных взаимоотношении Абхазии с Россией. Со своей стороны я готов оказывать им в этом помощь и поддержку.
Опубликовано 12-13 марта 2005 года