Власти Волгограда планируют ко Дню Победы установить в городе памятник "руководителям государств, участвовавшим в Ялтинской конференции 1945 года, - Ф.Рузвельту, У.Черчиллю и И.Сталину", созданный скульптором З.Церетели. Не исключено, что такой же памятник будет установлен в Ялте, - в пользу этого высказался Ливадийский поселковый совет. Намерения об установке памятников Сталину были высказаны также администрацией Белгородской области и властями города Мирный в Якутии.
Возвращение Сталина на постамент - с Черчиллем-Рузвельтом или без них - стало бы политической реабилитацией одного из самых кровавых диктаторов в современной истории. Эта перспектива не может не вызывать законного возмущения уцелевших жертв сталинского террора, их потомков, всех здравомыслящих людей.
Возмущение вызывает и то, что установки памятников приурочены ко Дню Победы. Просматривается очевидное намерение вновь представить Сталина как "творца великой победы". Это - оскорбление памяти многих миллионов, отдавших свои жизни или проливших свою кровь ради Победы. Не Сталин, а именно эти миллионы людей были победителями в Великой Отечественной войне, и победили они не благодаря Сталину, а вопреки провалам, ошибкам и преступлениям установленного им режима.
Мы решительно протестуем против любых попыток реанимировать диктатора - в бронзе или в мраморе, в компании или в одиночку. Мы призываем общество не допустить установки памятника Сталину - ни в Волгограде, ни где-либо еще на нашей земле. Памятнику Сталину не место в ХХI веке.
Правление Международного общества "Мемориал", 4 марта 2005 г.
Памятник разделенной Европе найдет свое пристанище в Волгограде
- Зачем же он был?
- Не быть он боялся.
Андрей Платонов. Котлован
В Волгограде планируется установить памятник лидерам стран антигитлеровской коалиции: Рузвельту, Черчиллю и Сталину. Автор композиции Зураб Церетели задумал воистину грандиозное сооружение - десятитонную скульптуру, на 92% состоящую из чистой меди. Вся композиция разместится на небольшом сорокасантиметровом гранитном постаменте. Высота "Большой тройки" приблизительно три метра. Скульптор собирается придать лицу великого кормчего черты сосредоточенной суровости.
Неприкаянный шедевр
Так уж получилось, что творению Церетели не везло с самого его рождения. Вокруг "Большой тройки" закипели нешуточные политические страсти. Начал все Владимир Казарин, коммунист, вице-премьер правительства Автономной Республики Крым. Именно он в прошлом году выступил с предложением установить в поселке Ливадия в районе Большой Ялты памятник, посвященный шестидесятилетию Ялтинской конференции. Аргументировал свою идею Казарин тем, что Ялтинская конференция - важный исторический факт и наличие подобного монумента в Крыму, по его словам, "окажет содействие местной туристической деятельности". Мэрия Ялты направила заказ на создание памятника "Большой тройке" президенту Российской Академии художеств Зурабу Церетели. Московский скульптор заявил о своей поддержке ялтинской инициативы и выразил желание подарить Крыму свою работу...
Увековечить образ Сталина в Крыму уже пытались. Два года назад коммунистическое большинство в городском совете Севастополя вынесло на обсуждение общественности предложение об установке в городе памятника Сталину. Общественность идею отвергла.
Против новой попытки выступили крымские татары. Глава меджлиса крымско-татарского народа, член фракции "Наша Украина" Верховной Рады Мустафа Джемилев напомнил соотечественникам о преступлениях, совершенных Сталиным и его режимом против народов Украины: репрессии, расстрелы и голод тридцатых годов. В заявлении Московского землячества крымских татар, принятом 22 января 2005 года, говорится: "Общеизвестно, что Сталин - самый кровавый диктатор в современной истории человечества, серийный убийца, уничтоживший миллионы ни в чем не повинных людей. А применительно к Крыму попытка установить памятник этому злодею выглядит особенно кощунственно. Именно Сталин и его подручные осуществили в годы войны чудовищные акции депортаций более четверти населения полуострова - крымских татар, немцев, греков, болгар, армян. Именно сталинские военачальники и лично будущий генералиссимус уже в самом начале войны - в 1941 году - "сдали" Крымский полуостров врагу, по сути, бросив гражданское население на произвол судьбы, впоследствии обвинив его в пособничестве гитлеровцам.
Не стоит забывать и о том, что именно на Сталине лежит персональная ответственность как за репрессии и чистки 1920-1930-х годов, так и за голодомор в Крыму в начале 1930-х годов <...>.
Рестанилизация не пройдет!"
Крымско-татарский протест поддержали также ряд общественных организаций Крыма и Украины. Совет Севастопольской организации Всеукраинского объединения ветеранов, севастопольская организация "Просвiти" и Севастопольское отделение Всеукраинского женского общества им. О.Телиги выразили свое возмущение попытками коммунистов установить в Ливадии памятник, в композицию которого войдет фигура советского генералиссимуса.
По Крыму прокатились массовые акции протеста, поэтому региональное руководство все же решило не будить спящего льва и отказалось от трехликой скульптуры. Но, как стало известно "Мемориалу", Ливадийский поселковый совет все-таки высказался в пользу установки памятника, поэтому не исключено, что он возможно-таки будет установлен в Ялте.
А Зураб Константинович предложил компромиссное решение - убрать из композиции фигуру Сталина, но было уже поздно, монумент невзлюбили уже не только в Крыму, но и в Москве...
Инициатива волгоградских коммунистов
Сейчас вряд ли кто-нибудь с уверенностью сможет ответить на вопрос, кому впервые пришла в голову идея приютить "Большую тройку" в Волгограде. Первому секретарю Волгоградского обкома КПРФ Алевтине Апариной или Зурабу Церетели? Ясно одно: в марте между ними завязались активные переговоры. Власти области и города не стали акцентировать внимание на тенденциозной фигуре Сталина. Право на существование монумента, по их мнению, дает то, что он символизирует прежде всего единение трех великих держав в победе над фашизмом - чумой ХХ века. Использовался также и довод о туристической привлекательности памятника.
Впрочем, в высказываниях некоторых лидеров все же проскальзывает и несколько иное понимание проблемы. Так, Виктор Бутрин, председатель областного Совета ветеранов, член обкома КПРФ, заявил, что "большинство ветеранов откровенно рады, что наконец-то восторжествует справедливость и в городе вновь появится памятник гениальному человеку, которым был Иосиф Сталин. Но мнения абсолютно всех я, разумеется, знать не могу".
Коммунистическое большинство в губернской и городской думах одобрило идею установки монумента в Волгограде. Исполнительная власть приступила к решению технических вопросов. Волгоградская администрация поручила архитекторам найти место для памятника. Оно пока не определено. Существуют три варианта. Один из них - рядом с музеем-панорамой "Сталинградская битва".
До сих пор также не существует и официального документа, который бы узаконил "Большую тройку" на берегах Волги. Этому документу должна предшествовать официальная передача монумента городу.
Пока власти города ведут переговоры с президентом Российской Академии художеств, представители общественных организаций города высказывают свое мнение о планах властей.
"Памятник несколько не в контексте"
Четко свою позицию высказывают пока немногие. Мнения самые разные - от эстетических до политических.
Например, волгоградский художник Алексей Колюжный поражен амбициозностью и эгоцентричностью Зураба Церетели: "Ну нет пределов человеческому тщеславию! Вот и у нас в городе появится очередной шедевр лужковско-церетелевского монументализма - объект для насмешек и вандализма!"
Президент Института гражданского общества г. Волгограда Инна Прихожан считает, что "естественной средой обитания" данного памятника должна быть только Ливадия - место проведения Ялтинской конференции. "Что касается Волгограда - то здесь иной контекст. Под Сталинградом российский народ переломил хребет Третьему Рейху. Несмотря на мощь фашистской военной машины, несмотря на отсутствие второго фронта, несмотря на преступные просчеты Сталина, российские солдаты сумели предрешить исход войны. Если бы наши войска тогда дрогнули и не удержали города - мир бы развивался по другой спирали. И Ялтинской конференции просто бы не было. Так что здесь иной контекст. И ставить этот монумент в нашем городе, мне кажется, противоестественно, так как не лидеры держав определяли исход войны, а народ России".
Более радикальную позицию занимают представители антифашистского движения Волгограда. Они напрямую связывают воскрешение образа Сталина с его реабилитацией и реабилитацией тоталитаризма. Как считает Павел Балеевский, руководитель Антифашистского центра Волгограда, "установка в нашем городе "ялтинского" монумента станет не только мощным доводом сталинистов в PR-кампании по переименованию Волгограда в Сталинград, но и первым шагом к реабилитации Сталина на официальном уровне со всеми вытекающими из этого последствиями"..
Насколько серьезны будут выступления противников размещения "Большой тройки" в Волгограде, пока сказать трудно. Гражданское общество все еще "переваривает" проекты властей. Недавно они вновь удивили россиян своими идеями. В конце марта волгоградские политики выступили с очередной инициативой - переименовать проспект Ленина в Сталинградский проспект. Мнения у волгоградцев так никто и не спросил.
Специально для газеты "30 октября" Вячеслав Ященко, собкор Интернет-СМИ "Кавказский узел"
Опубликовано 10 апреля 2005 года