После правки, проведенной специальной комиссией при правительстве Чечни и юридической проверки в управлении Южного Федерального округа, из текста проекта Договора были вычеркнуты все неприятные для федерального центра пункты - как политические, так и экономические. За отсутствием некоторых положений проект Договора между Чечней и Кремлем стал похож на все те Договора, что обязаны заключить с Москвой все регионы России.
Вообще, затягивание процесса подписания этого документа, похоже, пошло только во вред Чечне. За всю свою почти двухлетнюю историю согласования нынешний вариант Договора - самый скромный и по объему, и по содержанию. От первоначальных 500 страниц и требований о выплате Россией контрибуции за разрушения в ходе чеченской кампании и создание собственных вооруженных сил Чечни (выдвигаемых Ахмадом Кадыровым летом 2003 года) его объем сократился до 3 страниц, а количество статей уменьшилось до 11.
Чечня, согласно этому Договору, остается все же на 10 лет "Регионом интенсивного экономического развития", но его правовой статус будет определяться Правительством РФ в течение 6 месяцев после его подписания.
В частности, в рамках этого статуса жители Чечни получат приватизационные чеки, старики, подвергшиеся депортации, будут в очередной раз реабилитированы, отдельно будет определен статус лиц, ставших инвалидами из-за военных действий в Чечне.
Но если в прежнем варианте Договора многие положения, в том числе и из числа перечисленных, устанавливались чеченскими руководством, то по новому проекту их характер будет определять федеральный центр.
Кроме того, в окончательном варианте ничего не говорится об экономических льготах, из-за которых ранее некоторые федеральные СМИ называли проект Договора "мечтой Дудаева". Например, убраны выдвигавшиеся ранее требования оставлять в республике в течение 10 лет все налоговые поступления. Не сможет Чечня и вести отдельную от федерального центра внешнеэкономическую деятельность, не будет получать трехмиллиардные кредиты и лишилась возможности создания Национального банка.
Но самое главное, обойден основной пункт Договора, из-за которого собственно и задерживалось его подписание. В итоге Чечня так и не получит в свое распоряжение нефтяной комплекс республики - вопрос, который долгое время лоббировал вначале Ахмад Кадыров, а потом и Алу Алханов. Также из текста Договора убрана статья, по которой доходы от продажи чеченской нефти предполагалось оставлять в республике в течение 10 лет.
Вообще, вопросы владения, пользования и распоряжения всяческими ресурсами, которые имеет республика, не прописаны в самом тексте этого Договора. Они будут определены позже, в рамках Договора, но отдельными соглашениями между Чечней и Россией. По словам, главы Госсовета Тауса Джабраилова, таких соглашений будет пятнадцать.
Тимур Алиев
Опубликовано 12 апреля 2005 года