"Кончилось то время, когда мы бегали по разным городам, чтобы встречаться с Кокойты и Багапшем", - этим заявлением Саакашвили отказывается от намечавшейся встречи с Путиным, Багапшем и Кокойты в Сочи...
"В Сочи я не поехал, так как считаю, что такую встречу было бы лучше подготовить с самим российским президентом. Лично я встречаться с Кокойты и Багапшем и не собирался. Я к этим людям никуда не поеду. Если они чего-нибудь хотят, пусть приезжают в Тбилиси. Я дам им свой рабочий адрес и даже домашний телефон. Если они чего-нибудь хотят, пусть приедут, я готов говорить открыто", - таково решение президента Грузии. Провести эту встречу предложил президент России, на что получил отказ от Саакашвили. Два дня тому назад распространилась информация о том, что Путин встретился с Кокойты и Багапшем без Саакашвили, но, как стало известно вчера, получив отказ от президента Грузии, Путин передумал встречаться с Кокойты и Багапшем.
[Паата Закареишвили:] "Саакашвили обладает уникальным свойством - умещать в одно предложение две взаимоисключающие мысли. Фактически, он одним предложением одновременно сделал прекрасное антироссийское и столь же прекрасное пророссийское заявление.
Антироссийское заявление, с которым я абсолютно согласен, состоит в том, что вместе с Путиным встречаться с Багапшем и с Кокойты он не должен ни в Москве, ни в Вашингтоне, ни в Париже и даже, если хотите, в Тбилиси. Почему Саакашвили должен встречаться с лидерами своих сепаратистских регионов вместе с президентом России? Это верно, но у него больше проблем со встречей в Сочи, чем с составом встречающихся.
С другой стороны, было пророссийское заявление о том, что с этими людьми он нигде, кроме как в Тбилиси, не встретится. Этим он им подсказал, что делать. Т.е. если эти люди не хотят иметь ничего общего с Грузией, то должны отказаться от поездки в Тбилиси.
Вместо того, чтобы постараться найти с этими людьми общий язык, Саакашвили заявляет, что если они не явятся к нему, то никакого шанса на урегулирование нет. Это очень недальновидное, некомпетентное и непринципиальное заявление - ведь урегулирование любого конфликта происходит на нейтральной территории, так сказать, в дружеских кругах. Россия является заинтересованной стороной, и поэтому вместе с ней решать эту проблему нельзя. А если без нее, то почему нельзя, чтобы все это происходило в любом другом городе?" <...>
...Как на это заявление будут реагировать лидеры Сухуми и Цхинвали?.. "Ни один из них и не думает приезжать в Тбилиси. У них теперь есть прекрасный аргумент - вот, Саакашвили не хочет вести переговоры." <...>
Означает ли это заявление, что шанса на мирное урегулирование проблемы больше нет?
"Если учесть имеющийся в стране милитаристический фон и военную риторику властей, то можно предположить и такое. В Грузии даже эстетика становится военной - например, в парламенте депутаты щеголяют в военной форме, а балерина позирует в кругу военных.
Пробуждение военного духа и пропаганда милитаристского образа мысли - такие вещи случайно не происходят. Все явно к этому и идет. За несколько дней до президентского заявления министр обороны заявляет, что он к концу 2005 года будет иметь возможность выполнить задание президента. А задание президента касалось восстановления территориальной целостности. Такое задание Саакашвили дал не министрам культуры или здравоохранения, не госминистру по конфликтам, а министру обороны. Более того, президент сделал это заявление за день до начала переговоров в Женеве.
Все это можно охарактеризовать как демонстрацию силы. Все это, в лучшем случае, результат нескоординированной политики, а в худшем - сознательный агрессивный шаг. Но мы должны знать, что демонстрацией мускулов нам эту проблему не решить..." <...>
Русико Мачаидзе
Опубликовано 8 апреля 2005 года