Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава и личный представитель президента Грузии по Абхазии Иракли Аласаниа направились в Женеву, где пройдут грузино-абхазские переговоры в рамках так называемого женевского процесса, сообщает ИА REGNUM. Делегацию с абхазской стороны возглавит министр иностранных дел непризнанной республики Сергей Шамба.
Ранее Георгий Хаиндрава сообщил в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что "встреча будет проходить в рамках женевского процесса, при участии группы друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, которые принимают участие в решении грузино-абхазского конфликта (Франция, США, Германия, Великобритания, Россия) и нам приятно констатировать тот факт, что абхазская сторона будет принимать в ней участие".
Госминистр сообщил, что "в ходе встречи, которая пройдет под председательством заместителя генерального секретаря ООН по вопросам миротворческих операций Жана Мари Гиено, будут рассмотрены вопросы открытия офиса ООН по правам человека в Гали, полицейский компонент миротворческой операции и в целом положение, сложившееся в регионе. Кроме того, мы планируем рассмотреть перспективы экономического сотрудничества. Есть целый ряд экономических проектов и вопросов, которые очень важны. Я считаю, что это один из самых реальных путей для восстановления доверия и создания условий, когда сотрудничество и совместное проживание будет безопасным и результативным". "Грузия готова для широкого сотрудничества и к компромиссам", - сказал госминистр, подчеркнув, что "и с абхазской стороны должны быть сделаны встречные движения". "В ходе встречи, безусловно, будет рассмотрен и вопрос возвращения беженцев. Это самый главный вопрос, являющийся стержневым на всех переговорах. В первую очередь учет беженцев, который проводит УВКБ ООН", - подчеркнул Хаиндрава.
В состав грузинской делегации, которую возглавляет Государственный министр по урегулированию конфликтов, входят два человека: сам Георгий Хаиндрава и личный представитель президента Грузии на грузино-абхазских переговорах Ираклий Аласания. "Это чисто формальная сторона вопроса - реально мы равноценно будем защищать интересы нашего государства", - отметил Госминистр.
На вопрос будет ли в входе встречи рассмотрен проект по урегулированию грузино-абхазского конфликта и существует ли на сегодняшний день такой документ Хаиндрава заявил, что эта встреча не предназначена для рассмотрения подобного рода концепций. Госминистр отметил, что существует документ Бодена, который является опорным для ООН. "Мы не будем педалировать вопросы, связанные с политическим статусом Абхазии, в первую очередь мы будем решать вопросы, связанные с правами человека в регионе, вопросы Галльского района и естественно сотрудничество в широком спектре. Мы не торопим события и не ставим во главу угла те вопросы, которые являются наиболее острыми между нами. Мы считаем, что политическое урегулирование это нелегкий процесс, к которому нужно подходить с пониманием и терпением". "Что касается документа, есть различные проекты, подготовленные неправительственными организациями, разрабатываемые в недрах грузинского правительства, но четко сформулированного проекта по урегулированию грузино-абхазского конфликта пока нет", - сообщил Хаиндрава. По словам госминистра в этом направлении работает ряд государственных структур: офис государственного министра Грузии по урегулированию конфликтов, Совет безопасности, министерство юстиции, а также межгосударственная комиссия.
"В ходе переговоров будут рассмотрены вопросы безопасности Галльского района, безопасность возвратившихся беженцев и в целом вопрос возвращения беженцев по всей территории абхазского региона Грузии. Это краеугольный камень стратегии наших переговоров. Кроме того, будут рассмотрены мероприятия по восстановлению доверия. В частности, совместные экономические проекты, которые дадут возможность сближения друг с другом грузинскому и абхазскому обществу, разделенному войной, и начать процесс примирения", - заявил личный представитель президента Грузии на грузино-абхазских переговорах Ираклий Аласания.
Ираклий Аласания считает, что открытие железнодорожного сообщения через Абхазию может быть использовано как хороший импульс для укрепления мер доверия между сторонами. "Грузинская сторона открыта для обсуждения этого вопроса, так как там есть конкретика, которая должна стать предметом переговоров". При этом глава Совмина Абхазии подчеркнул, что "в Тбилиси по-прежнему связывают открытие железной дороги с процессом возвращения беженцев". "Я не думаю, что на предстоящей встрече будут решены все проблемы, но это будет хорошим началом для возобновления двухсторонних переговоров", - заявил Аласания.
Аласания сообщил, что по поручению президента Грузии начнет консультации по организации встречи Михаила Саакашвили и Сергеем Багабшем. "Я уверен, что такая встреча состоится, но остается вопрос, когда и насколько созревшей и подготовленной она будет. Мы не хотим проведения встреч - ради встреч, мы хотим решения конкретных вопросов. Думаю, в ближайшее время возможность проведения такой встречи будет зафиксировано".
Личный представитель президента Грузии отметил, что основной целью переговоров также является выход с абхазской стороной на прямой диалог. "Нам не нужны посредники, нам нужно способствование и именно ООН является тем способствующим механизмом, поэтому возобновление грузино-абхазских переговоров в Женевском формате будет предпосылкой того, что начнется прямой диалог между грузинами и абхазцами".
"Итогом переговоров будет представлять совместный документ, который огласит заместитель генерального секретаря ООН по вопросам миротворческих операций Жана Мари Гиено. В этот документ войдут те рекомендации и позиции, которые будут предметом переговоров на протяжении этих двух дней, поэтому наша цель состоит в том, чтобы позиции представленные грузинской стороной оказались в этом документе".
Личный представитель президента Грузии в грузино-абхазском переговорном процессе считает позитивным тот факт, что абхазская сторона согласилась на предстоящую 7-8 апреля встречу в Женеве. "Обе стороны считают, что переговорный процесс не имеет альтернативы. Это начало очень сложного и трудоемкого процесса, но тот, что переговоры возобновились, и абхазская сторона возвратилась к диалогу с грузинской стороной, безусловно, является позитивом".
Касательно документа по урегулированию грузино-осетинского конфликта Хаиндрава сообщил, что его окончательный вариант также находится в стадии доработки. "Текст, опубликованный на президентском сайте, на нескольких языках, в том числе и на осетинском, представлен для общего ознакомления. Это наше виденье по решению данного вопроса, в котором нет конкретных пунктов. Окончательный вариант будет подготовлен совместно с Венецианской комиссией. Южноосетинской стороне будет отправлен официальный документ, который будет у нас на руках". Опубликованный на сайте проект, по словам Хаиндрава, не будет рассмотрен и на заседаниях Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК), так как не готовые варианты не обсуждаются. Госминистр сообщил, что сроки проведения очередного заседания СКК пока не определены.
Комментируя заявление министра иностранных дел Южной Осетии Мурата Джиоева о том, что Южная Осетия не считает целесообразным увеличение количества сотрудников Цхинвальского офиса миссии ОБСЕ, Хаиндрава отметил, что у него такой информации нет. "Для нас не понятно, почему Южная Осетия должна быть не согласна. Речь идет о международном мониторинге, решение, о проведении которого принимают 55 стран. Я думаю, что противоречить возможности наблюдения за тем, что происходит в регионе это, значит, иметь намерение, что-то скрыть так, что я не думаю, что бы это было реальным требованием".