Взамен чего согласится правительство Грузии на восстановление железнодорожной магистрали Сочи-Тбилиси? Вернутся ли беженцы в Абхазию? Ответы на эти вопросы будут ясны после встречи представителей грузинской и абхазской сторон 7-8 апреля в Женеве. На этих переговорах будут присутствовать и русские. Одной из главных тем, подлежащих обсуждению в ходе встречи, будет именно вопрос открытия дороги.
После абхазской войны вопрос железнодорожного сообщения всегда висел в воздухе. В последнее время с целью решения этого вопроса особенно активизировались русские и армяне. По заявлению министра транспорта РФ, сопредседателя российско-армянской правительственной комиссии экономического сотрудничества Игоря Левитина, Россия готова оказать сторонам техническую помощь в восстановлении железнодорожного движения. По его оценке, для восстановления 100 километров ж/д магистрали на абхазском участке понадобится 50 млн. долларов.
О желании России участвовать в восстановлении абхазского участка ж/д магистрали российский министр сообщил правительству Грузии еще во время своего недавнего визита в Тбилиси. Грузинское правительство повторило тогда Левитину то, о чем уже не раз говорилось: на данном этапе вопрос о восстановлении железнодорожного движения между Россией и Грузией через Абхазию на повестке дня не стоит.
Госминистр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава в беседе с "Резонанси" заявляет, что правительство Грузии согласится на восстановление железнодорожного отрезка Сочи-Тбилиси взамен определенных условий. В частности, по словам Хаиндрава, грузинская сторона предъявит Абхазии требование о возвращении на родину беженцев-грузин, о гарантиях их безопасности и контроле защиты прав человека.
"В экономическом смысле вопрос восстановления железной дороги важен и для нас, однако для этого будет необходимо выполнить определенные условия: возвращение в Абхазию беженцев, их безопасность, защита прав человека и другие необходимые меры" - заявил Хаиндрава.
По заявлениям экспертов, восстановление работы трансабхазской железной дороги без восстановления юрисдикции Грузии означает, что грузинские власти утратят один из последних стратегических рычагов справедливого урегулирования конфликта. Кроме того, они считают, что без контроля центральной власти беженцы в Абхазии никогда не будут защищены.
По словам бывшего министра юстиции Абхазской Автономной Республики Пааты Давитая, на данном этапе восстановление железной дороги в Абхазии будет означать окончательную потерю этой территории. "Восстанавливать железную дорогу ни в коем случае нельзя. Этот вопрос должен решаться поэтапно. Сперва надо восстановить территориальную целостность, Абхазия должна быть под юрисдикцией Грузии, а железная дорога - контролироваться грузинскими вооруженными силам. Если дорога откроется, это будет означать, что Абхазию мы потеряли окончательно. С открытием железной дороги абхазы получат огромные доходы, а это означает усиление сепаратистского правительства" - говорит Паата Давитая.
Хаиндрава же считает, что в случае возвращения беженцев в Абхазию им ничто не будет угрожать и в качестве примера почему-то приводит Гали. "Ведь живут же грузины в Гали. Так будет и на остальной территории Абхазии. Гали - важный пример мирного сосуществования грузинского и абхазского населения," - говорит Георгий Хаиндрава.
200 миллионов для сепаратистов
Надо учесть, что любой вид транспорта, в первую очередь железная дорога, - важнейший индикатор функционирования экономики, определяющий успешность и эффективность всей национальной экономики. По словам экспертов, восстановление железнодорожного движения означает не только то, что эшелоны начнут движение от Адлера до Ингури и обратно. Для этого необходима соответствующая, всесторонне развитая, работающая с полной нагрузкой инфраструктура. А для этого требуется соответствующее количество кадров, которых в Абхазии уже фактически нет.
Встает вопрос, кто же будет обслуживать железную дорогу? По словам заместителя председателя грузинского Статистического департамента, сухумца по происхождению, Иосифа Арчвадзе, естественно, большая часть обслуживающего персонала железной дороги должна прибыть в Абхазию извне, и это одна из составных частей российской политики. "Железная дорога - огромная и сложнейшая хозяйственно-техническая система, на которую возложены стратегические, военные и оборонные функции любой страны. Абхазский отрезок железной дороги сложен по профилю, а также в плане рельефа и ландшафта. Только количество тоннелей достигает 11-ти," - отмечает Иосиф Арчвадзе.
До конфликта комплекс инженерно-технических сооружений и путевого хозяйства включал в себя 20 станций, 454 ж/д узла со стрелками, 12 погрузочно-разгрузочных станций, 44 подъездных пути. В Абхазии действовал необходимый для железной дороги завод по производству щебня, а также ремонтная летучка. К 1991 г. в расположенных непосредственно на территории Абхазии организациях по эксплуатации и обслуживанию железной дороги было занято 4047 сотрудников, 80% которых составляли грузины.
По информации Арчвадзе, перевозка одной тонны груза по железным дорогам Грузии дает доход в 3,8 доллара на каждые 340 километров. Как показывают экономические расчеты, если движение на абхазском отрезке железной дороги будет восстановлено в прежнем объеме и с той же интенсивностью, это даст свыше 200 млн долларов дохода. Общая стоимость продукции, производимой сейчас на контролируемой сепаратистским правительством Абхазии территории, составляет 80-100 млн долларов. В случае же восстановления железнодорожного движения, только от НДС абхазская казна получит доходов в 2,5 раза больше, чем составляет сегодня весь бюджет Абхазии.
Мака Харазишвили
Опубликовано 31 марта 2005 года