15:51 / 21.03.2005"Газпрому" В Грузии замены нет

Несмотря на противодействие парламента Грузии и откровенное недовольство США, Тбилиси продолжает переговоры с "Газпромом" о продаже российскому монополисту своей газотранспортной системы. Факт таких переговоров "НГ", в частности, подтвердил пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов. По его словам, ситуация складывается таким образом, что именно участие российского газового монополиста "поможет обеспечить нормальное функционирование этого трубопровода, поскольку тот требует значительных капитальных вложений". При этом представитель "Газпрома" не стал уточнять схему возможного участия компании в проекте и сумму инвестиций.

В данном случае налицо совпадение интересов: "Газпром" не прочь усилить свои позиции в газовой отрасли Грузии, а Тбилиси вынужден активно искать инвестора, который мог бы привести грузинские магистральные газопроводы в надлежащий порядок. Пока же техническое состояние основного трубопровода, по которому российский газ поступает в Грузию и далее, транзитом, в Армению и Турцию, просто плачевно: потери топлива при транспортировке в разы превышают все допустимые нормы.

Между тем планы правительства Грузии относительно главной газовой трубы встретили неожиданно резкое противодействие. Причем не только со стороны местной оппозиции и парламента, но и со стороны США. На международной конференции по вопросам нефти, газа, энергетики и инфраструктуры "GIOGIE-2005", прошедшей на минувшей неделе в Тбилиси, американский посол в Грузии Ричард Майлз недвусмысленно порекомендовал оставить основной газопровод в государственной собственности.

Заметив, что вопрос о его продаже "Газпрому" или кому бы то ни было Тбилиси, конечно, должен решать сам, Майлз подчеркнул: "США считают, что будет хорошо, если Грузия сохранит этот газопровод, поскольку в случае его продажи в стране появится монополист". По мнению посла, когда сегодня говорят о том, что газопровод потерял свою экономическую ценность, "необходимо учитывать его политическое значение". Под "монополистом" в этом контексте подразумевается российский "Газпром", а под "политическим значением" - нежелательное для США усиление позиций российского капитала в Грузии.

Президент Грузинской международной газовой корпорации (GGIC) Давид Ингороква в ответ заявил, что магистральный газопровод не будет продан лишь в том случае, если удастся найти средства для его реабилитации. "Иначе, по прошествии какого-то времени мы просто не сможем сохранить этот газопровод", - сказал президент GGIC. Для реабилитации главной трубы, по его данным, нужно около 600 млн. долл. Такие деньги на данный момент в грузинскую газотранспортную систему готов вложить только "Газпром", обеспечивающий страну природным газом. Других предложений попросту нет.

Грузинская оппозиция уверена, что за идеей продажи "Газпрому" магистрального газопровода стоит приглашенный в прошлом году из Москвы российский бизнесмен Каха Бендукидзе. Как сказал "НГ" лидер оппозиционной парламентской фракции "Новые правые" Давид Гамкрелидзе, "этого человека совершенно не волнуют такие вопросы, как энергетическая безопасность страны, он всячески пытается лоббировать интересы своих российских друзей". "В электроэнергетике Грузия уже серьезно зависит от России, а если добавится и газовая зависимость, можно будет ставить вопрос о том, что наш суверенитет попросту вылетит в трубу", - сказал лидер "правых" "НГ". Категорически против продажи грузинской газотранспортной системы "Газпрому" выступают и часть депутатов от правящей партии "Национальное движение", и даже председатель парламента Нино Бурджанадзе.

Большинство грузинских аналитиков считают, что сделка с "Газпромом" может отрицательно сказаться не только на энергетической безопасности, но и на внешнеполитическом курсе государства, ориентированном сейчас на Запад. Популярная в Грузии газета "24 часа" в редакционной статье отмечает, что в случае покупки контрольного пакета акций магистрального газопровода "правительству России не понадобится никаких дополнительных рычагов влияния на Грузию: при помощи того же "Газпрома" Москва сможет проводить политику, соответствующую интересам ее национальной безопасности". Но это, по мнению газеты, будут интересы, "которые кардинально не совпадают, более того, радикально противоположны национальным интересам самой Грузии". Со ссылкой на неких "авторитетных специалистов", газета заключает: пришествие "Газпрома" может вообще поставить под вопрос целесообразность поддерживаемого теми же США проекта прокладки Южно-Кавказского газопровода "Баку-Тбилиси-Эрзерум", а возможно, и нефтепровода "Баку-Тбилиси-Джейхан". В результате эти проекты потеряют свою нынешнюю роль на Кавказе. "А ведь именно благодаря этим проектам Грузия получила стратегическую значимость в своем восприятии западными государствами, поддержку США и увеличение объемов инвестиций", - пишет газета.

Пытаясь успокоить взбудораженную общественность, грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели на днях заявил по местному телевидению: "Правительство пока не приняло решения о продаже пролегающего по территории страны магистрального газопровода. Заинтересованность в его покупке у российского "Газпрома" действительно есть, и в этом нет ничего удивительного. Но решения пока никакого нет".

Госминистр Грузии по вопросам экономических и структурных реформ Каха Бендукидзе, комментируя для "НГ" возникшую вокруг газопровода ситуацию и откровенное недовольство Вашингтона, обратил внимание на то, что планирующаяся приватизация создаст конкуренцию проекту Южно-Кавказского газопровода "Баку-Тбилиси-Эрзерум" и приведет к снижению его рентабельности. "Если действующий магистральный газопровод будет приватизирован, будущая прибыль владельцев газовой трубы "Баку-Тбилиси-Эрзерум" уменьшится. Так что их беспокойство понять можно - они конкурентов не хотят", - заявил Бендукидзе "НГ".

Похоже оценивают ситуацию и в руководстве "Газпрома". Говоря о высказанном послом США Ричардом Майлзом мнении, что Грузия должна сохранить свой магистральный газопровод в госсобственности, пресс-секретарь председателя правления российской компании Сергей Куприянов сказал "НГ": "Разговоры о конкуренции между проектом Южно-Кавказского газопровода и появлением в Грузии "Газпрома" могут означать, в том числе, что таким образом эффективность этого лоббируемого Западом проекта признается невысокой". "Иначе зачем так волноваться и делать громкие заявления?" - сказал представитель "Газпрома".

Юрий Симонян, Петр Орехин

Опубликовано 21 марта 2004 года

Автор: