В Грозном население было потрясено смертью Аслана Масхадова, последнего законно избранного президента Чечни, убитого во вторник российскими военными, рассказывает Лидия Юсупова, представитель "Мемориала", российской организации по защите прав человека, в Чечне.
- Как воспринята в Чечне смерть Аслана Масхадова?
- Большинство людей шокировано. Ведь все-таки он был нашим президентом, за которого отдали свои голоса многие избиратели (в 1997 г.). Показать его почти голым, избитым, расстрелянным - это все равно, что показать все то, что сделали с чеченским народом. Это оскорбление для всего чеченского народа. И это позор для тех, кто совершил такое.
- Какова сегодня обстановка в Грозном?
- На первый взгляд все как обычно. Однако в интернет-кафе в эту среду все были на информационных сайтах. . . так что даже электричество отключилось. Никто не улыбается, люди, словно, замкнулись в себе. Все говорят, что их тошнит. После Дудаева и Кадырова это третий чеченский президент, которого убили в течение нескольких лет. Обычно президент - это гарантия стабильности, надежды, будущего. . . То есть всего того, чего нас лишили. Кто-то сказал мне сегодня: "Наших президентов убивают, как и нас, чеченцев."
- После смерти Масхадова что осталось от идеи независимости в Чечне?
- О независимости речь и не идет. То, что сегодня стоит на первом месте, это прекращение, наконец, произвола. Мать, видевшая, как уводили ее сына, не будет вести политических дискуссий. Она сконцентрирует все свои силы на том, чтобы его найти или, по крайней мере, узнать, что с ним случилось. Но, конечно, в конце концов, если она его не найдет, она, может быть, скажет, что в независимой стране такого бы не случилось.
- Не опасаетесь ли Вы дальнейшей радикализации сепаратистов, новых терактов?
- Наша жизнь - это сплошной кошмар непредвиденности. Утром выходишь из дома и не знаешь, найдешь ли ты его вечером на месте. Главное - дожить до вечера. Так что мы живем, не задумываясь о завтрашнем дне.
Опубликовано 10 марта 2004 года