В Абхазии новое правительство еще даже не сформировано, а на премьер-министра уже осуществлено покушение.
Стреляли в премьер-министра Александра Анкваба около половины одиннадцатого вечера 28 февраля, когда он возвращался с работы домой в Гудаута, что в 40 километрах севернее столицы Абхазии Сухум.
Перед тем, как отправиться в путь, Анкваб поменял машину и сел в автомобиль заместителя премьер-министра Леонида Лакербая, ехавшего в том же направлении. В машине самого Анкваба остался только водитель.
В то время, как эти два автомобиля покидали столицу, вблизи села Ачадара по машине премьер-министра был открыт огонь из автоматического оружия.
Как только стрельба началась, вторая машина набрала скорость и скрылась за поворотом, чтобы спастись от огня. Позже, семнадцать пулевых отверстий были обнаружены в "Волге" премьер-министра, которая идентична автомашине, принадлежащей Лакербая, но водитель остался невредим. Анкваба не сопровождала личная охрана, от которой он отказался по принципиальным соображениям.
Следующим утром, новоизбранный президент непризнанной республики Сергей Багапш созвал экстренное заседание руководителей сил безопасности, чтобы обсудить происшедшее. Он отмел версию о том, что нападение могло быть политически мотивированным, и отверг слухи о расколе в новом абхазском руководстве, состоявшем из представителей двух групп, соперничающих друг с другом во время прошлогодних президентских выборов.
"Мы работаем слаженно, и я исключаю политические причины покушения на премьер-министра. Я уверен в криминальной подоплеке покушения. Мы наступили на хвост людям, которые зарабатывали нечестные деньги, и это их реакция на меры, принимаемые против них. Но мы не отступим", - заявил Багапш."
Сам Анкваб был не столь категоричен. По его мнению, покушение могло быть актом возмездия с политической подоплекой.
Александр Анкваб, ставший премьер-министром две недели назад, популярен в Абхазии за свою жесткую борьбу против преступности в 90-х годах, когда он занимал должность министра внутренних дел. Бывший президент Абхазии Владислав Ардзинба уволил Анкваба в 1994 г., после чего он отправился в Москву и стал заниматься бизнесом. В 2000 г., он основал первое оппозиционное движение в республике под названием "Айтайра" (Возрождение).
Первые свободные выборы на пост президента, состоявшиеся в прошлом году, переросли в четырехмесячную борьбу, расколовшую республику на две части. Анкваб был отстранен от участия в выборах в октябре и он направил свой политический капитал в поддержку основного кандидата от оппозиции Багапша.
Протесты сторонников Багапша против претензий на победу официального кандидата Рауля Хаджимба привели к продолжительным спорам, закончившимся только после того, как два кандидата согласились провести в январе повторные выборы. Победитель в них должен был занять должность президента, а побежденный - вице-президента.
По условиям декабрьского компромисса, в случае победы Багапша, Хаджимба должен был иметь право назначать министра иностранных дел и руководителей служб безопасности, а его сторонники - получали 40% должностей в новом правительстве.
Многие из сторонников Багапша подозревали, что сторонники старого режима Ардзинба пытались саботировать выборы, призывая к бойкоту, который мог бы сделать выборы недействительными.
После январских выборов были признаки напряженности в отношениях между президентом и его заместителем. Вопреки предвыборному пакту, Багапш назначил своих людей на важнейшие посты в министерстве внутренних дел и таможенной службе. За этим последовали протесты Хаджимба по поводу нарушения соглашения.
Покушение на жизнь премьер-министра произошло на фоне этой сложной и продолжительной политической борьбы.
Правоохранительные органы еще не высказывали своего мнения о том, кто мог стоять за этим нападением.
У Анкваба множество политических врагов. В прошлом, сторонники правительства Ардзинба часто называли его предателем.
Возможно также узреть и экономическую подоплеку покушения. Как во время, так и после выборов, Анкваб заявлял, что намеревается пересмотреть договоры, заключенные прежним правительством по аренде и продаже объектов туристской инфраструктуры, являющейся основным источником дохода для Абхазии. Предыдущее правительство часто обвинялось в продаже дорогостоящих курортных объектов членам своей политической команды по самым низким ценам. Премьер-министр заявил также, что будет бороться с черным рынком торговли лесоматериалами и металлоломом.
"Анкваб крайне неудобен для многих, кто при прежней власти чувствовал себя вольготно", - говорит директор фонда "Гражданская инициатива и человек будущего" юрист Тамаз Кецба.
Инал Хашиг, один из редакторов кавказской газеты IWPR "Панорама" в Абхазии.
Опубликовано 6 марта 2004 года