17:09 / 07.03.2005Политическая поддержка в обмен на военные проблемы

Вслед за международными организациями и западными странами тон в отношении России ужесточает и грузинская сторона, угрожая принять решительные меры. Вероятно, более всего подвигла Грузию на этот тон позиция Америки, которая в последнее время особенно нас поддерживает. Есть подозрение, что американцы хотят использовать грузинскую военную инфраструктуру против Ирана и заранее готовят для этого почву. Эксперты считают, что Грузия стоит перед реальной угрозой втягивания в военное противостояние.

Заявление в адрес России, сделанное на днях председателем парламента Грузии, привлекло внимание мировой общественности своей особой категоричностью. Нино Бурджанадзе призвала Россию к разумным, цивилизованным действиям, пригрозив, что в противном случае грузинский парламент в ближайшем будущем поставит вопрос о законности российских баз. Строгий тон, в данном случае, касается и находящейся под российским прессом ОБСЕ. Грузинская сторона со всей категоричностью требует от этой организации посредничества в Евросоюзе и НАТО, чтобы стало возможным возобновить мониторинг границ в зонах конфликта, - теперь уже без разрешения России.

Ряд наблюдателей считает, что ужесточение тона со стороны Грузии связано с сложившимся в последнее время отношением мировой общественности к России. Все чаще можно услышать упреки, критику или строгие предупреждения, которые Российская Федерация заслужила, нарушая и игнорируя демократические принципы. К такой позиции международных организаций присоединилась даже Франция, известная как одна из самых постоянных союзниц России. По мнению политологов, Грузия должна максимально использовать создавшуюся ситуацию, поскольку сегодня, как никогда, располагает большими возможностями для маневра в отношении России. Впрочем, те же политологи полагают, что в данном случае не стоит и переусердствовать, так как наши заявления вызывают в России лишь обратную реакцию. Эксперты считают, что в интересах Грузии сегодня лишь усиление давления на РФ со стороны международных организаций.

Такого давления России на данном этапе действительно хватает. Но более всего вдохновила Грузию на ужесточение тона, наверное, позиция Америки, в последнее время поддерживающей нас как никогда. Бытует мнение, что американцы хотят использовать грузинскую военную инфраструктуру против Ирана и заранее готовят для этого почву.

Власти это отрицают. По заявлению вице-спикера парламента Михаила Мачавариани, Иран является соседом и экономическим партнером Грузии и может полностью положиться на добрососедские отношения. "Америка просто заботится об усилении грузинской армии и укреплении границ, и эта забота не имеет никакого подтекста. Во всяком случае, на данном этапе вопрос об использовании грузинских территорий против Ирана не рассматривается, да в этом и нет необходимости. Америка свободно сможет нанести этой стране серьезный военный или экономический удар и без нас", - заявляет Мачавариани.

Однако политологи и военные эксперты видят за столь серьезным интересом Америки к грузинской армии, границам и аэропортам другие мотивы.

Пентагон подтверждает наличие плана военного удара по Ирану и при этом призывает Россию не противиться размещению американских войск в Азербайджане и Грузии. По мнению политологов, именно в этой "мелочи" проявляются намерения американцев: хорошо подготовленная почва - залог успеха.

Кроме того, министр обороны Ираклий Окруашвили недавно отметил, что Грузия как страна-партнер НАТО готова уступить свои объекты Америке (комментарий был сделан во время открытия военного аэродрома в Марнеули), в том числе и для осуществления военных операций - разумеется, в случае необходимости.

По заявлению эксперта по вопросам Кавказа Мамуки Арешидзе, существует даже опасность, что Грузия будет втянута в военное противостояние. В качестве примера он приводит иракский конфликт, в котором Грузия участвует только из уважения к Америке и уже получила проблемы на свою голову. Арешидзе считает, что если грузинская сторона не проявит осторожности, эти проблемы возрастут. "С Ираном нас связывают довольно серьезные промышленно-экономические отношения. Так что с этой страной следует быть поосторожнее, чем с Ираком. Вообще-то, само по себе использование Грузии Америкой в ходе решения иранского вопроса не будет таким уж несчастьем, но многое зависит от степени такого использования. Грузинская сторона должна максимально стараться не включаться в военный конфликт, т.е., не поддерживать Америку живой силой и не предоставлять ей возможности наносить военные удары с нашей территории", - заявляет Мамука Арешидзе. По мнению эксперта, максимум разумной помощи, какую Грузия может предложить Америке, - это размещение на нашей территории тыловых баз.

Арешидзе считает, что "наличие на грузинской территории гуманитарных баз или военных госпиталей не вызовет серьезного раздражения Ирана. Поэтому, если уж грузинская сторона решит помочь Америке, будет лучше, если эта помощь ограничится вот такими тыловыми базами".

Майя Квиралашвили

Опубликовано 1 марта 2004 года

Автор: