В понедельник, 28 февраля, парламент Абхазии собрался по праздничному поводу - для встречи с президентом Сергеем Багапш.
О том, что это событие относится к разряду праздничных, депутатам поведал спикер Нугзар Ашуба: "Это знаменательный день, - сказал он. - Впервые после инаугурации мы встречаемся с нашим президентом!". После этого пояснения спикер выдал реплику, которая немало повеселила собравшихся в зале журналистов: "У нас теперь нет оппозиции и нет позиции, мы все поддерживаем вас, Сергей Васильевич!", - в радостном порыве обратился к президенту глава законодательной власти страны. Излишний энтузиазм спикера президент оставил без внимания, хотя чуть попозже и заметил, что "оппозиция, как и независимая пресса, нужна, если мы строим демократическое государство". Вообще, президент выступил перед депутатами довольно обстоятельно, высказавшись практически по всем волнующим общество проблемам. Если что и осталось за рамками президентской речи, то депутаты не преминули задать наводящие вопросы уже после того, как Сергей Багапш завершил свое выступление. Если обобщить сказанное президентом, можно выделить и процитировать следующие основные положения:
О борьбе с преступностью "Наведение порядка - это наша наипервейшая задача, без решения которой власть не сможет эффективно функционировать, - сказал президент. - Насколько вы знаете, у нас теперь новый министр Внутренних Дел, Отар Хеция, и перед ним поставлены вполне определенные цели. Ему отведен конкретный срок - 6-7 месяцев. Если за это время мы не увидим результаты, то, извините, но до свиданий! Неэффективные руководители нам не нужны".
О правилах поведения власти "Разумеется, все договоренности, которые достигнуты для преодоления политического кризиса, будут нами соблюдаться. Новое правительство в основном уже сформировано, за исключением двух-трех отдельных структур. Первоначально в планах было сократить число министерств до шести-семи, но на сто процентов это не получается. Правительство должно начать работу безотлагательно, так как бюджет республики практически на нуле. Деятельность власти должна быть максимально прозрачной. У нас больше не должно бьггь никаких закрытых счетов. Твердо заявляю, что настает конец родственности и клановости во власти. Настает конец привилегиям родственников высокопоставленных чиновников. Перед законом все должны быть равны, вне зависимости от того, крестьянские они родственники или президентские. Претворять это положение в жизнь начну со своей семьи. Весной мой сын пойдет служить в армию. Мое твердое убеждение - служить должны не только сыновья крестьян, но и дети руководителей государства, так как армия у нас не рабоче-крестьянская, а абхазская. Вообще, наводить порядок нужно во многих вещах. Взять даже правительственный гараж. У нас в последние годы развелось столько машин с правительственными номерами и номерами президентской администрации, что стоит на посту инспектор ГАИ и не знает, кому первому отдать честь. Это ненормальная ситуация"
О конституционной реформе "Я буду поддерживать конституционную реформу, но только в разумных пределах. Конституция - это Основной закон страны и, конечно, время от времени в отношении Основного закона могут требоваться корректировки, но делать это постоянно нельзя. Нельзя по любому малейшему поводу лезть в Конституцию".
О социальной политике "Когда речь заходит о том, что у нас творится с пенсионными выплатами, трудно удержаться в рамках парламентских выражений. Когда штат в семь человек обслуживает до 25 тысяч пенсионеров, иначе, чем беспределом это не назовешь. Надо положить конец хамству, с которым сталкиваются наши старики. Сейчас вопрос улучшения механизма выплат пенсий прорабатывается, и наша цель заключается в том, чтобы пенсию старикам доставляли на дом. Без решения социальных вопросов мы не сможем взяться за решение таких безотлагательных проблем, как возрождение образования. Неудивительно, что в наших школах не хватает учителей. Кто пойдет работать на такую зарплату?! Для начала надо поднять заработную плату учителям хотя бы до уровня зарплат работников силовых ведомств.
О сельском хозяйстве "Главное - создать максимально благоприятные условия для сельхозпроизводителей. У нас же до сих пор многое в этой отрасли делалось наоборот - крестьяне, поверив обещаниям государства, возделывали табак, за который им потом не платили. Продавать свою продукцию напрямую потребителям они не могли, потому что на рынках хозяйничали перекупщики. Да и довезти свою продукцию до рынков для них тоже было большой проблемой, так как без взяток они не могли проехать через посты ГАИ. Подобное положение дел пока сохраняется, но борьба с этими явлениями начнется уже в самое ближайшее время. Руководству той же табачной фабрики поставлена задача наладить эффективную работу, и на это отведен срок в один год. Если за это время они не справятся, тогда у нашей табачной фабрики будет другое руководство. Перед правительством очень категорично поставлена задача - жестоко пресекать любые факты взяточничества на постах ГАИ. Ни одна груженая овощами и фруктами машина останавливаться на постах ГАИ по пути на рынок не должна. Отнимать деньги у крестьян больше не позволим. Вообще, посты ГАИ будем сокращать, ибо пользы от их наличия в таком количестве нет никакой. Эта служба будет переведена на новую форму работы. Будут комплектоваться передвижные патрули. Практика показывает, что такая форма работы гораздо эффективнее, чем выставлять стационарные посты в бесчисленном количестве".
О регионах "В последние годы все отчетливее стало проявляться отличие друг от друга по социально-экономическим показателям разных районов Абхазии. Если западные районы более или менее развиваются, то в восточных, в основном, аграрных районах, дела обстоят гораздо хуже. Для начала необходимо хотя бы выровнять эти показатели, свести разрыв к минимуму за счет развития в восточных районах сельского хозяйства.- Надо, наконец, определиться с Гальским районом. Мы там и дальше- будем набеги устраивать, или все-таки возьмемся за развитие этого района во благо экономики Абхазии?! Что касается желания жителей Пицунды придать ей статус города, то здесь надо не торопясь взвесить все "за" и "против". На это нужно время. В таких уголках Абхазии, как Пицунда и Новый Афон необходимо, на мой взгляд, очень взвешенно и критически относиться к возможности наладить промышленное - производство. Определенные проекты на этот счет есть, но гораздо важнее сохранить уникальную природу этих мест. Именно этими соображениями мы и будем руководствоваться в первую очередь. Скоро я выезжаю в Москву и, в числе прочего, я планирую встретиться с Патриархом Алексием Вторым. Буду обсуждать с ним возможность наладить регулярные приезды групп российских паломников к святым местам Абхазии, в частности, в Новый Афон.
О предстоящей поездке в Москву "Я еду в Москву не для того, чтобы у кого-то что-то просить. Придерживаюсь мнения, что любое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Я буду встречаться с нашей диаспорой, обсуждать с ней перспективы привлечения в экономику республики инвестиций. Кстати, с инвестициями далеко не все так просто - мы подсчитали, что при максимальных инвестиционных вложениях для подъема экономики нам необходимо, как минимум, 50 тысяч рабочих рук. Так что, вопрос привлечения кадров стоит не менее остро, чем вопрос денежных вложений. Еще одна проблема, которая будет обсуждаться в Москве - это укрепление обороноспособности страны. В этом деле нам без помощи не обойтись. По нашим подсчетам, только на создание эффективной пограничной инфраструктуры нам требуется от двух до трех миллионов долларов. Таких денег у нас нет, а проблему решать необходимо..." ...Обозначив основные проблемы и вкратце рассказав о путях их преодоления, президент заявил, что исполнительная власть намерена очень активно сотрудничать с властью законодательной:- "Вы - люди государственные, и работать мы будем только сообща" - заметил президент.- Подобный подход главы государства депутатам пришелся по душе. Их общее мнение лаконично, но весьма прочувственно выразил депутат Константин Озган: "Позиции президента по узловым вопросам меня, как депутата, удовлетворяют", - сказал Константин Константинович...
Микаэл Нерсесян
Опубликовано 2 марта 2004 года