Выступление руководителя грузинской делегации, вице-президента Парламентской ассамблеи ОБСЕ Нино Бурджанадзе на заседании этой ассамблеи чуть не вывело из себя российскую сторону. Нино Бурджанадзе заявила: "Представители 54 стран-членов ОБСЕ хорошо увидели, что стоит за срывом пограничной миссии ОБСЕ в Грузии. Я категорически требую от ОБСЕ помощи в поиске альтернативных путей мониторинга границ - или же помощи в подключении Евросоюза и других международных институтов к процессу создания новой миссии. Речь идет о престиже не только Грузии, но и ОБСЕ".
На парламентской ассамблее ОБСЕ внимание делегаций 54 стран-членов ОБСЕ было заострено на роли России в связи с ВМО (Миссией пограничного мониторинга). Отметив, что именно из-за России прекращена одна из самых успешных операций ОБСЕ, не раз удостоверявшая безосновательность российских обвинений в адрес Грузии, Нино Бурджанадзе призвала действующего председателя Парламентской ассамблеи - министра иностранных дел Словении - в кратчайшие сроки помочь возобновлению ее работы. Действующий председатель ОБСЕ, отметив, что закрытие ВМО вызывает тревогу, призвал грузинскую и российскую стороны к переговорам и урегулированию проблем. Кроме того, он предложил грузинской стороне осуществить программу по подготовке пограничников.
По этому поводу грузинская делегация зафиксировала свою принципиальную позицию. Нино Бурджанадзе заявила, что Грузии не нужно помощи только в рамках тренингов, если эти учения не будут подкреплены политической поддержкой и если на северной границе Грузии не останется хотя бы ограниченного контингента ОБСЕ и его материальной базы.
В рамках визита председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе встретилась и со спикером российской думы Грызловым. По мнению спикера Думы, в российско-грузинских отношениях и проходящих сейчас переговорах еще есть нерешенные проблемы, в первую очередь, по вопросу о размещении военных баз третьих стран на грузинской территории.
Грузинская сторона считает, что указанный вопрос не может быть предметом только двухстороннего соглашения - правительство Грузии уже продекларировало свою политическую волю по данной проблеме, и вопрос о размещении военных баз третьих стран будет урегулирован внутренним законодательством. Не исключено, что расположение баз на территории Грузии не станет предметом грузино-российского соглашения - этот вопрос может быть урегулирован посредством создания соответствующей законодательной базы.
Проблему создают нереальные условия по выводу баз, которые ставит Россия. Власти Грузии понимают, что этот процесс не может завершиться за один год, но процесс вывода баз не может быть только предметом переговоров и продолжаться бесконечно - должны быть четко оговорены конкретные сроки. Грузия выражает готовность сделать максимум в этом направлении и оказать соответствующую помощь населению, занятому на военных базах, или гражданам России, выразившим желание остаться жить в Грузии.
По словам Бурджанадзе, главное, что надо для решения этого вопроса - это политическая воля России, а необходимое для вывода баз время и реальные требования к финансовой стороне должны быть установлены по заключению экспертов. В случае необходимости грузинская сторона поставит вопрос о том, чтобы российских базы были выведены из Грузии незамедлительно.
Грузии непонятна позиция России - прекратить миссию мониторинга границ ОБСЕ, а с другой стороны, делать перманентные заявления о присутствии боевиков в Панкисском ущелье.
Кроме того, грузинская сторона призвала российские власти принять меры для прекращения неоправданных визитов представителей различных ветвей российских власти в Абхазию.
Парламентская ассамблея ОБСЕ уделила особое внимание вопросам защиты прав человека в регионе, свободы прессы и свободы выражения, национальных меньшинств и торговли людьми. Верховный комиссар ОSCE дал высокую оценку положению с защитой прав национальных меньшинств в Грузии.
На заседании постоянного комитета Нино Бурджанадзе потребовала изменения мандата и состава созданной под эгидой ОБСЕ группы, изучающей абхазский вопрос, с целью повышения эффективности работы этой группы. Этот вопрос, возможно, будет рассматриваться на летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Опубликовано 28 февраля 2005 года