24 февраля Европейский Суд принял первые решение по делам против Российской Федерации, поданным заявителями из Чечни. Всего рассматривалось шесть дел, но, учитывая сходство обстоятельств, для простоты их объединили в три.
В чем состояла суть жалоб? В основном в том, что в начале второй чеченской кампании российскими военнослужащими были убиты мирные граждане - родственники заявителей (в нескольких случаях - с особой жестокостью), а добиться эффективного расследования и получить удовлетворение на национальном уровне оказалось невозможным.
Российское государство, в свою очередь, обращало внимание Суда на то, что действия военных были обусловлены сложной обстановкой в Чеченской Республике и необходимостью борьбы с вооруженными сепаратистами. И вообще, негоже Страсбургу этим заниматься. Если бы жалобщики постарались, они бы решили свои проблемы в рамках российской судебной системы. Но ничего подобного они не хотели - их сбили с пути истинного международные и российские правозащитные организации, заинтересованные, стремящиеся унизить Россию в глазах международного сообщества. И вот, из-за этих нечистоплотных организаций граждане вместо того, чтобы защитить, как положено, свои права у себя на родине, в справедливом суде, через голову Российской Федерации обратились в Европу... Крайне непатриотично. И потом - "Вы думаете, эта Европа Вам поможет?.."
Здесь следует пояснить, Европейский Суд - не просто международная, высшая судебная структура, в которую можно обратиться с бухты-барахты. Он рассматривает жалобы по существу лишь в том случае, если истец исчерпал все средства защиты у себя на родине. Пройти первую инстанцию. Пройти кассацию. А в данном случае заявители, и правда, этого не сделали. Так почему же ими занялся Страсбург? Потому, что пресловутые средства национальной защиты были им в принципе недоступны. Судебная система в Чечне долгие годы не функционировала. Адекватного расследования случившегося - не было. Все дела были закрыты или приостановлены, ответственные - не названы. Европейский Суд стал единственной надеждой родственников погибших на справедливость. И справедливость восторжествовала. Пусть через пять лет. Но это произошло. Все жалобы были поддержаны. Россию признали виновной в нарушений нескольких статей Европейской Конвенции по правам человека: в частности, Статьи 2 (право на жизнь), Статьи 3 (свобода от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения), и Статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты). По решению Суда, Россия должна выплатить заявителям денежные компенсации за причиненный ущерб.
Велики ли компенсации? Это как посмотреть... С одной стороны, 25000 Евро - немаленькие деньги для России, а для Чечни - и подавно. С другой стороны, 25000 Евро как расплата за потерянную человеческую жизнь - это уже совсем другой разговор. Но важно не столько то, что заявители получат от государства по 15 или 25 тысяч Евро, сколько то, что правосудие, наконец, свершилось. Люди в Чечне, живущие в атмосфере безнаказанности и беззакония, уже потерявшие всякую надежду, включая надежду на помощь международного сообщества, увидели хоть какой-то просвет, смогли чего-то добиться.
Европейский Суд не оспаривал правомерность борьбы Российской Федерации с незаконными вооруженными формированиями, но подтвердил нарушение в ходе этой борьбы прав конкретных людей. И самое главное, он указал на то, что российские власти в принципе не приняли адекватных мер по защите гражданского населения в Чечне, применяли чрезмерную и неизбирательную силу, не смогли и не захотели восстановить справедливость.
Несколько позитивных решений Европейского суда - конечно, капля в море, по сравнению с общим числом пострадавших от нарушений прав человека среди гражданского населения Чечни. Но в Европейском Суде зарегистрировано уже более сотни подобных жалоб из Чеченской республики, и подаются все новые заявления. Значит, если Россия не изменит своей политики в Чечне, не положит конец безнаказанности силовых структур, ей придется непрерывно расплачиваться за это - и деньгами и своим имиджем, статусом в международном сообществе.
В течение последних двух лет российские власти многократно заявляли о том, что чеченская проблема снята с повестки и ООН и Совета Европы, что этот вопрос закрыт раз и навсегда. Решения Страсбургского Суда свидетельствуют об обратном. И России придется что-то менять.
Татьяна Локшина представляет Международную Хельсинкскую Федерацию и Центр "Демос".
Татьяна Локшина
Опубликовано 1 марта 2005 года