7 февраля началась весенняя сессия Национального собрания Армении. Тогда же стало известно о том, что оппозиция продолжит бойкот заседаний парламента, который длится уже один год.
Бойкот оппозиционные блок "Справедливость" и партия "Национальное единение" объявили в феврале прошлого года - после того, как Национальное Собрание отказалось поставить на обсуждение изменения к закону "О референдуме", согласно которым оппозиция могла бы инициировать общенародный референдум доверия президенту Роберту Кочаряну.
С требованиями проведения плебисцита о доверии президенту оппозиционный альянс, в распоряжении которого находится лишь 24 из 131 места в парламенте, выступает уже давно, полагая, что с его - референдума - помощью им удастся заставить Кочаряна уйти в отставку. Как утверждают оппозиционеры, победа Кочаряна в президентских выборах 2003 года и огромный успех его сторонников в состоявшихся в том же году выборах в парламент были достигнуты только благодаря фальсификации результатов.
Член блока "Справедливость" Виктор Даллакян в беседе с IWPR заявил, что оппозиция не откажется от своих намерений, поскольку на руках у нее - решение Конституционного суда Армении, принятое еще в 2003 году - вскоре после президентских выборов, о необходимости проведения референдума доверия президенту страны.
"Поскольку парламент был избран при помощи фальсификации, наше участие в его заседаниях не может иметь существенного значения, - сказал Даллакян. - Но если есть люди, которым кажется, что они могут использовать нас в качестве декорации, показывать, что в армянском парламенте есть оппозиция, им это не удастся".
"Не может быть и речи о прекращении бойкота, так как не устранены его причины", - сказал IWPR основной оппонент Кочаряна, глава оппозиционной фракции "Справедливость" и одноименного блока Степан Демирчян.
"До сих пор не наказаны фальсификаторы президентских и парламентских выборов, а также участники избиения мирной демонстрации в апреле прошлого года. Это наглядно показывает, что за всеми беззакониями стоит власть".
По словам Демирчяна, оппозицией принято решение участвовать в дебатах на важнейшие для общества темы, как это было с вопросом отправки в Ирак небольшого контингента армянских военных.
К примеру, оппозиция готова обсуждать конституционные реформы, однако другие законопроекты, в том числе более 40 законодательных инициатив, разработанных самой оппозицией, могут так и остаться под сукном.
С оптимизмом смотрит в будущее спикер парламента Артур Багдасарян. 2005 год он объявляет годом "парламентского согласия".
Но разногласия уже дают о себе знать. Даже там, где их, казалось бы, не должно быть.
В канун начала весенней сессии оппозиционные фракции "Справедливость" и "Национальное единение" выступили с обращением к коалиции, в котором выразили намерение участвовать в работе по подготовке и обсуждению проекта реформирования Конституции. В то же время они предложили несколько направлений, по которым, на их взгляд, должна осуществляться корректировка главного законы страны: формирование системы исполнительной власти, судебных органов и структуры местного самоуправления.
Правящая коалиция расценила это обращение как ультимативное. "Пусть они не делают нам одолжения", - сказал лидер фракции Республиканской партии в парламенте Галуст Саакян.
"Реформирование Конституции имеет национальное значение, и участие оппозиции в этом процессе должно исходить из ее же стремлений".
Степан Демирчян отрицает утверждения о том, что оппозиция предъявила пропрезидентским силам ультиматум.
По его словам, представленный коалицией вариант конституционных реформ даже хуже того, что был вынесен на общенациональный референдум и "отвергнут народом" в 2003 году.
Пока нет поводов ожидать, что оппозиция прекратит манкировать рутинную законодательную работу.
Но, как говорит директор Кавказского института СМИ, политолог Александр Искандарян, оппозиция настолько слаба, что "Необходимо создание принципиально нового явления".
В настоящее время ведутся консультации по поводу формирования нового оппозиционного блока, который объединит первого министра иностранных дел Армении Раффи Ованесяна, бывшего премьер-министра Арама Саркисяна и председателя Либерально-прогрессивной партии Ованнеса Ованесяна. Судя по высказываниям последнего, речь идет о политическом объединении прозападного толка.
Степан Демирчян считает разговоры о создании новых оппозиционных блоков вымыслом и категорически опровергает мнение о возможном расколе в оппозиции. "Блок действовал, действует, и он в состоянии решить поставленные перед ним задачи", - заявил он.
По мнению лидера партии "Новые времена" Арама Карапетяна, "в Армении нет ни оппозиции, ни коалиции в политическом смысле этого слова. Есть президент, который худо-бедно исполняет свои обязанности, и есть народ, который живет сам по себе. Между ними вакуум, который пока никто не может заполнить: ни правительство, ни парламент".
Если Карапетян прав, утверждая, что существующие в Армении политические силы - как пропрезидентские, так и те, что находятся в оппозиции к главе государства - далеки от своих избирателей, не удивительно, что так мало людей, которые верят в возможность осуществления в Армении народной революции и, как ее следствие, смены власти, как это случилось в Грузии или на Украине.
"В Армении нет революционной ситуации, и говорить об этом бессмысленно", - заявил IWPR заместитель представителя партии "Оринац еркир" Мгер Шахгельдян.
Лидер парламентской фракции АРФД Левон Мкртчян также высказал мнение, что "в Армении невозможно осуществление бархатных революций, поскольку нет условий для реализации определенных сценариев".
Мариам Левина, Ереван
Опубликовано 10 февраля 2005 года