15:54 / 15.02.2005Дважды наказанные

Спустя 14 лет после выхода федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" и несколько лет, как реабилитированы и материально компенсированы все северокавказские народы, также подвергшиеся высылке во время сталинского режима, чеченцы вынуждены в судебном порядке доказывать свое пребывание на спецпоселении.

Причина в том, что почти 30 процентов из числа подавших заявления с просьбой о подтверждении их реабилитации получают отрицательный ответ, так как на них отсутствует всякая документальная информация.

Проблема же в том, что без получения этого официального подтверждения, чеченские старики не могут получить денежную компенсацию, выплачиваемую тем, кто подвергся высылке.

Как известно, 23 февраля 1944 года чеченцы вместе с ингушами стали очередным северокавказским народом вслед за карачаевцами, калмыками и балкарцами, которые были лишены своей национальной государственности и сосланы в восточные районы Советского Союза. 387 тысяч чеченцев и 91 тысяча ингушей были загружены в вагоны для перевозки скота и переправлены в степи Казахстана. При этом оба народа были полностью лишены своих домов и имущества.

В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР восстановил упраздненные автономии репрессированных народов, признав, что массовое выселение народов было проявлением культа личности Сталина, и чеченцы смогли вернуться в родные места.

Но лишь в 1991 году бывшим переселенцам решили возместить ущерб, причиненный им тем выселением. Был принят закон, регламентирующий процесс выплат компенсаций - "О реабилитации жертв политических репрессий" от 26 апреля 1991 года.

В 1994 году к закону было принято Положение о выплатах от 12 августа 1994 года. По нему размер компенсаций должен соответствовать 100 минимальным размерам оплаты труда.

Остальным северокавказским этносам, депортированным в те годы - карачаевцам, калмыкам, ингушам и балкарцам - компенсации были выплачены в 1993-94 годах. Сумма выплат составляла 8 тысяч рублей на каждого человека, подвергшегося депортации или родившегося в годы изгнания.

Но власти независимой в то время Чечни отказались выплачивать деньги, сочтя эту сумму слишком невысокой. Позже в 1997-98 годах российское правительство также изъявляло готовность выплатить каждому чеченцу сумму в 800 долларов США. Но и тогда ичкерийское правительство проигнорировало предложение России, сочтя эту сумму ничтожно малой по сравнению с материальными потерями народа в 1944-м.

С течением времени из-за инфляции сумма компенсации и вовсе стала крохотной. Постановление правительства РФ от 21 декабря 2001 года "О внесении изменений в некоторые акты..." скорректировало в сторону уменьшения сумму возмещения ущерба за утраченное жилье и имущество чеченцев в годы сталинских репрессий. По этому документу "размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4 тысяч рублей за имущество, исключая жилые дома, или 10 тысяч рублей за все имущество, включая жилые дома".

Получается, что для чеченцев "заложили" в Закон сумму в шесть раз меньшую, чем для соседних этносов.

Эту проблему попыталось решить нынешнее руководство Чечни. В проект договора о разграничении полномочий между официальными Москвой и Грозным внесен пункт об увеличении суммы компенсационных выплат депортированным до 150 тысяч рублей. Но эти деньги чеченские старики смогут получить лишь в случае подписания этого Договора.

Пока же даже 10 тысяч не могут получить 30 процентов обращающихся за ними. Причин несколько: это и неправильно указанные в паспорте дата рождения или буква в фамилии, что было типичным явлением в годы депортации, и потери свидетельств о рождении, родившихся до выселения. Но основная причина одна - за время военных действий в Чечне пропали документы депортированных.

Для многих бывших спецпереселенцев, это выяснилось в апреле 2004 года, когда после Указа президента ЧР Ахмата Кадырова, регламентирующего процесс выплат компенсаций чеченцам за "этап" на чужбину, люди потянулись за подтверждениями о том, что они действительно были депортированы.

Одним из них стал Тагир Мовсаров из села Кулары. С мая 2004 года он пытается получить подтверждение о том, что в 1944 году он и его родители были выселены в Казахстан. За это время он уже однажды попался на удочку аферистов. Как говорит он сам, сдал 80 рублей, выслушал обещание получить документ через год, пришел в назначенное время и никого не обнаружил. Теперь ждет такой документ заново.

Изначально, до начала военных действий в Чечне (когда свет увидел Закон о жертвах политических репрессий) и сразу по окончании первой военной кампании выдачей справок, служивших основанием для реабилитации, занимался чеченский государственный архив. "У нас была тогда вся информация на спецпереселенцев, - рассказывает начальник архивного управления при правительстве Чечни Магомед Музаев. - Она была двух видов: с одной стороны картотека спецпереселенцев, составленная в январе-феврале 1944 года перед самым выселением, где были собраны все сведения о каждой чеченской семье: домовладение, количество скота, кто хозяин, члены семьи. С другой стороны - личные дела спецпереселенцев, заведенные уже во время ссылки. Всего таких дел было 260 тысяч. А внутри них были подшиты отдельные дела на каждого члена семьи, на изменения (достижение совершеннолетия, женитьба, замужество, смерть), происходившие внутри этой семьи. И вот, помню, к нам потянулись в начале 90-х огромные толпы людей с сопредельных республик. Почти всем чеченцам-аккинцам мы выдали справки. К сожалению, очень мало обратилось наших граждан. Ввиду развернувшихся тогда в республике политических событий, наш нард впал в какую-то депрессию и слухи о возможном компенсировании материального ущерба, восприняли с недоверием. Хотя и обратившихся было сотни".

За две военные кампании от бывшего Госархива мало что сохранилось. Под бомбами сгорела почти двухвековая история чеченцев (от начала 18 века до 70-х годов 20 века). Из 260000 личных дел спецпереселенцев уцелело менее 121 тысячи. Они сейчас находятся на реставрации в Самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации. И теперь для получения справки-реабилитации наши сограждане обращаются в информационный центр МВД ЧР.

"На сегодняшний день число таких обращений достигло отметки 100 тысяч, говорит старший инспектор спецфондов и реабилитационных жертв политических репрессий информационного центра Залина Исраилова. - Но эта цифра приблизительная. Не получив ответа на запрос, люди повторяют его снова и снова. В этих условиях очень сложно отследить весь "бумажный" маршрут. Положительные решения (выданы справки о реабилитации) приняты по 50 тысячам заявлений. До 30% заявителей получили отрицательный результат, который служит основанием для решения вопроса о реабилитации в судебном порядке. На этих людей отсутствует информация как в ГИЦ МВД РФ, так и в других архивах, имеющих отношение к выселению чеченцев. Около 3 тысяч рекомендаций в суды мы уже выдали заявителям".

В судах историческая правда устанавливается с привлечением свидетелей. Это, когда несколько человек, уже получивших реабилитационные справки, свидетельствуют в пользу другого спецпереселенца, жившего с ними по соседству в выселении, но на которого отсутствует документальная база, подтверждающая это обстоятельство.

Но не всегда люди, почти 60 лет подвергшиеся депортации, могут найти свидетелей. Многие из них за эти годы либо умерли, либо разъехались. И неизвестно, сколько из оставшихся в живых успеют до своей смерти получить эту компенсацию?

Аминат Абумуслимова

Опубликовано 15 февраля 2005 года

Автор: