15:43 / 15.02.2005Война из-за перемирия

В начале февраля на сайте "Кавказ-центр" было опубликован Указ Аслана Масхадова, объявляющий о прекращении в одностороннем порядке боевых действий со стороны боевиков.

"По моему приказу ...с 1 февраля 2005 года, в одностороннем порядке, ровно на один месяц приостановили все виды боевых действий наступательного характера на территории ЧРИ и РФ", - было сказано в его заявлении.

По словам Масхадова, объявленное им в указе временное прекращение боевых действий со стороны боевиков было призвано показать его стремление к мирному урегулированию ситуации в республике.

"Этот гуманный шаг с чеченской стороны продиктован всего лишь одним желанием: предотвратить реальную угрозу, исходящую не только нашему народу, но и всем народам России и Кавказа, причиной которой является продолжающаяся шестой год подряд кровопролитная война в Чечне", - прокомментировал он свое решение в этом же указе.

Позже в интервью российской газете "Коммерсант", переданное им через своего представителя в Европе Умара Хамбиева, Масхадов объяснил, что его "призыв в первую очередь обращен именно к президенту России". "Я верю, что политическая воля президентов России и Ичкерии способна положить конец этой кровавой бойне", - утверждает он.

В ответ сайты сепаратистов подверглись атаке анонимных хакеров. По словам редактора ичкерийского интернет-издания "Даймохк", их сайт был взломан и на нем вывешено объявление, что указ Масхадова является фальшивым, а в действительности он призывает продолжать войну.

Официальная Москва не стала никак комментировать эту ситуацию. За них это сделали люди в руководстве Чечни. Так, председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов заявил в интервью "Коммерсанту", что "этот приказ не интересует никого, кроме самого Масхадова". "Единственная цель приказа - вызвать интерес к его персоне. И заодно подать знак европейским политикам, которые призывают к диалогу с сепаратистами, показать этим политикам, что Масхадов контролирует боевиков и с ним есть смысл вести переговоры", - отметил Джабраилов.

Президент же Чечни Алу Алханов предложил Масхадову придти с повинной. "С теми, кто замешан в кровавых преступлениях против общества, речи ни о каких переговорах быть не может. Единственным и реальным спасением для подобных лиц может быть только явка с повинной", - было сказано в заявлении пресс-службы президента Чечни.

Военные также выступили с опровержением заявления Масхадова. Так, 14 февраля представители федерального командования сообщили об обстреле группы боевиков в районе села Старые Атаги. По их данным, погибли шестеро сепаратистов.

Впрочем, всю неделю, предшествующую этому случаю, Министерство внутренних дел Чечни не сообщало о нападениях. По данным пресс-службы МВД республики, за последнюю неделю таких случаев зафиксировано не было, было сказано 9 февраля. При этом в телефонной беседе руководитель пресс-службы Руслан Ацаев осторожно заметил, что "говорить о том, что все изменилось, нельзя".

"Крайне показательно, что, если до сих пор военные говорили о спокойствии и прекращении военных действий в республике, то теперь, напротив, старательно ищут такие факты", - отмечает чеченский аналитик Усам Байсаев.

Байсаев полагает, что заявление Масхадова должно было продемонстрировать, что он контролирует ситуацию в республике и все воинские формирования сепаратистов. "Причем, для Масхадова крайне важно было показать, что эта его деятельность консолидирована с лидером другого крыла сепаратистов - Шамилем Басаевым. Ведь до сих пор российской стороной утверждалось, что за Масхадовым нет никакой силы, в первую очередь, потому, что ему, якобы, не подчиняется Басаев", - говорит он.

Но Басаев поддержал объявленное Масхадовым перемирие. 8 февраля на "Кавказ-центре" появилось его видеообращение, в котором он заявлял о своей поддержке указа Масхадова о приостановке боевых действий на территории Чечни и России.

Эта пленка фактически стала ответом Басаева на сообщения в российских СМИ о том, что на самом деле лидера сепаратистов нет в живых. Сразу после трансляции в начале февраля британским телеканалом "Channel 4" телеинтервью Басаева российские источники со ссылкой на спецслужбы Абхазии заявляли, что Басаев умер то ли из-за проблем с печенью, то ли из-за гангрены, еще в октябре 2004 года. Пленка же, показанная британским телевидением, по их словам, была старой записью, сделанной до его смерти.

Но сначала глава Службы госбезопасности Абхазии Михаил Тарба в интервью газете "Московский комсомолец" заявил, что очень обижен на журналистов, исказивших его слова о возможной гибели террориста. На самом деле, Тарба говорил лишь, что у СГБ есть некие "оперативные данные" на этот счет.

А затем в своем телеинтервью, вывешенном снова на сайте "Кавказ-центра" и частично показанном телеканалом НТВ, Басаев опроверг эти высказывания своим цветущим видом и демонстрацией втыкания ножа в протез со словами, что он "абсолютно здоров, проблем с почками не испытывает и никогда не испытывал" и что "с его ногой все в порядке".

Подлинность датировки этой пленки 6 февраля доказывают слова Басаева. Он говорит о пропавших родственниках Масхадовах и о его "якобы проблемах с печенью", что проговаривалось российскими источниками уже в начале февраля.

На это последовало и вовсе нелепое утверждение российских спецслужб о том, что вместо Басаева на экране выступал его двойник. Впрочем, эта версия не получила продолжения - не узнать характерного акцента Басаева было невозможно.

Тем не менее, жителей в самой Чечне, больше всего интересующихся вопросом - жив Басаев или нет, - показанные по каналу НТВ кадры с ним, отвлекли внимание от темы перемирия. О том, что оно объявлено, знают немногие - в основном, это те, кто слушают радио.

Один из жителей Грозного, постоянно слушающий "Радио "Свобода" на чеченском языке, говорит, что узнал об инициативе Масхадова из информационного блока радиостанции. "Для нас главное, чтобы не пропадали люди. А каким образом мы к этому придем, не так важно", - считает он.

Другая жительница Грозного называет перемирие "одним из методов или первых шагов к осознанию необходимости решения проблемы политическим путем". "Мирную инициативу нужно приветствовать, с какой бы стороны она не предлагалась", - полагает она.

При этом она не уверена, что "другая сторона пойдет на это". "Это против интересов, развязавших войну", - заявляет она.

Руководитель назрановского отделения Правозащитного центра "Мемориал" в Назрани Шахман Акбулатов также сомневается, что Кремль пойдет на какие-либо переговоры. "На фоне злобных выпадов российских политиков и СМИ, вряд ли этот призыв будет услышан и принят", - говорит он.

Акбулатов считает, что, скорее всего, Круглый стол по ситуации в Чечне, который собирается 21 марта в Москве проводить ПАСЕ, Кремль постарается изобразить как мирную инициативу. "Хотя с учетом того, что на этом Круглом столе изначально не предусматривается присутствие стороны, представляющей интересы сторонников Масхадова, это будет скорее фальсификация мирной инициативы", - заявляет он.

При этом Акбулатов, как представитель организации, непосредственно и много контактирующей с жителями республики уверен, что перемирие "для абсолютного большинства населения - это то, что они ожидают".

"С учетом того, что 6-й год длится война, и люди устали, они рады любой возможности для установления мира", - говорит он.

Дополнительно 

Группа известных правозащитников и общественных деятелей России выступила с открытым обращением к президенту Владимиру Путину, призывая его, "как Верховного Главнокомандующего и гаранта конституционных прав, прежде всего, права на жизнь" использовать исторический шанс прекратить многолетнюю войну в Чечне, откликнувшись на объявленное Асланом Масхадовым прекращение огня и начать с Масхадовым переговоры о мирном политическом урегулировании.

В ответ на это президент Чечни Алу Алханов заявил, что окончательное урегулирование ситуации в республике будет достигнуто без переговоров с лидером боевиков Асланом Масхадовым. "Для установления окончательного мира в Чечне нет никакой надобности вести политический диалог с Масхадовым и его окружением", - заявил Алханов в интервью "Интерфаксу".

В этот же день Алханов подверг критике деятельность правозащитного центра "Мемориал", обвинив организацию в необъективном освещении событий, происходящих в регионе. Отвечая на вопрос о том, соответствует ли действительности информация "Мемориала" о причастности службы безопасности президента Чечни к похищениям людей, Алханов заявил: "В "Мемориале" работают те люди, которые в свое время входили в окружение Масхадова и работали в его правительстве. Где они были и чем занимались, почему они не подавали свой голос, когда из Чечни дудаевско-масхадовский режим практически вынудил уехать более 250 тысяч человек?"

В "Мемориале" не согласны с критикой, прозвучавшей в адрес правозащитного центра со стороны властей Чеченской республики. "Мы готовы сотрудничать с властями Чечни, но нам жаль, что президент этой республики оценивает нашу деятельность как распространение необъективной информации", - сказал "Интерфаксу" глава "Мемориала" Олег Орлов.

Со своей стороны Орлов отметил: "Мы всегда стремились к сотрудничеству с властями Чеченской республики и всю нашу информацию мы в первую очередь направляем в органы прокуратуры, которые в абсолютном большинстве случаев собранные нами факты не опровергают и по абсолютному большинству случаев возбуждают уголовные дела. Мы считаем, что это показатель высокой степени достоверности нашей информации".

Казбек Цураев

Опубликовано 15 февраля 2005 года

 

Автор: